Современная терапия
психических расстройств.

Сайт врачей психиатров

                                                                                                                                   

 

Виртуальная реальность в терапии психических расстройств

 

Виртуальная реальность (ВР) поможет после стихийных бедствий – Звуковой ландшафт в экспозиционной терапии ПТСР – Ресурс по ВР-исследованиям Оксфордского университета  - ВР в интересах ветеранов: облегчить состояние и помочь распознать признаки суицидальности – ВР в службе психического здоровья Нидерландов – ВР и галлюцинации у пациентов с шизофренией – Метавселенная и психическое здоровье – ВР в лечении депрессии – Оценка технологии ВР при психотерапии: тревога, депрессия, СДВГ

- Четыре возможности виртуальной реальности помочь сообществам восстановиться после стихийных бедствий

На британском межуниверситетском сайте  The  Conversation ассоциированный профессор школы философии Paola Di Giuseppantonio Di Franco  (Университет Эссекса, Соединенное Королевство) обращается к теме использования виртуальной реальности (ВР) для восстановления нормальной жизни сообществ, перенесших стихийные бедствия (напр. землетрясения).

''Известно, что стихийные бедствия разрушают шаблоны местной жизни, разрывают привычный порядок вещей и ослабляют эмоциональные связи с местами, которые были для людей ''родным домом''. Прошлое как бы исчезает вместе с разрушениями, а будущее становится крайне неопределенным. Могут ли современные технологии помочь воссоединиться с тем, что было потеряно; восстановиться эмоционально, социально и культурально после стихийного бедствия? По данным исследования (см.: Full article: Can immersive technologies rebuild heritage and sense of place? Examining Virtual Reality’s role in fostering community resilience in post-disaster Italy; тж. DOI: 10.1080/13527258.2025.2520760), опубликованного в  International  Journal  of  Heritage  Studies,  использование ВР могло бы помочь пострадавшим сообществам следующим образом:

- Оно предлагает пространство для переживания горя и воспоминаний. Некоторые описывают ВР-реконструкции как ''кладбища этого места'' – это могут быть звуки церковного колокола, вид из окна детской и пр., т.е. глубоко личные воспоминания. Всего этого уже в реальности нет, но возникает чувство воссоединения с прошлым.

- Помогает людям затребовать потерянное ''чувство этого места''. Оно оживляет виртуальные города и возвращает виртуальную жизнь сообщества.

- ВР поддерживает обмен воспоминаниями между людьми из разных поколений. Она показывает молодым, как это место выглядело до бедствия, позволяет увидеть его глазами родителей, оживить межпоколенческую культурную память.

- ВР создает инклюзивные инструменты выздоровления, направляемого местным сообществом; дает жителям возможность чувствовать себя активной силой в своем месте проживания, ощутить свою подлинность.

            ВР не может заменить потерянное, восстановить доверие, вернуть жизнь в прошлое или разрешить травму. Но она предлагает возможность эмоционального исцеления, пространство, в котором люди могут горевать, рефлексировать, воссоединяться и испытывать общие ощущения.

            Вместе с тем, при использовании этой технологии требуется осторожность. Так, в ранних версиях использованной ВР некоторые участники испытывали дистресс и теряли ориентацию, особенно в сценах, показывающих руины города после землетрясения в ночное время. ''Это показало значение дизайна, связанного с травмой, в т.ч. роли освещения, а также необходимости контроля и обеспечения возможности прервать переживание''. Источник: Four ways virtual reality can help communities heal after disasters. - Internet (theconversation.com) 30.09.25. Полный текст оригинала со ссылками см.: Four ways virtual reality can help communities heal after disasters

- Звуковой ландшафт для текста: ВР-система персонализирует экспозиционную терапию ПТСР с помощью быстрой генерации звукового фона

Экспозиционная терапия ПТСР предполагает повторное постепенно изменяемое воздействие на пациента связанных с его травмой ''ключей'' с целью снижения тревоги и избегающего поведения. Одна из основных трудностей экспозиционной терапии заключается в воссоздании индивидуализированной среды для каждого конкретного пациента. Это очень затратный по времени процесс. Даже в условиях использования в последнее время подходов, основанных на ВР, индивидуальная настройка остается делом трудным именно из-за усилий, требуемых для создания специфической среды.

            В новом исследовании, опубликованном в  ACM  Transactions  on  Computing  for  Healthcare,  ученые японского Университета Цукуба разработали систему, которая автоматически генерирует слуховые ВР травмирующие звуки на основе родного языка – с помощью больших языковых моделей и акустических баз данных. Потребители просто вносят тему в текст, и система автоматически генерирует соответствующие звуковые материалы и сценарии.

            Тестировавшие эту систему клинические эксперты сообщили, что она проста в использовании, дает реалистическое качество звука и может применяться в условиях терапии с очень небольшими адаптациями.

            Испытание показывает, что для генерирования одной терапевтической сессии требовалось в среднем 5 минут (минимум – 50 секунд), что важно, учитывая жесткие ограничения во времени в клинической практике. Источник: Soundscapes from text: VR system personalizes PTSD exposure therapy with rapid audio generation. - Internet (medicalxpress.com), 08.09.25. Оригинал см.: DOI:10.1145/3723048

- Оксфорд: Виртуальная реальность для целей психического здоровья

Интересующимся темой применения технологии Виртуальной Реальности (ВР) в терапии расстройств психического здоровья можно обратиться к британскому ресурсу: странице отделения экспериментальной психологии Оксфордского университета, на которой представлены ссылки на основные публикации с доступом к полным текстам статей. Психологи Оксфордского университета более 20 лет совмещают клиническую психологическую науку с самыми лучшими технологиями иммерсивной (с погружением) ВР с целью оценки, понимания и терапии проблем психического здоровья. Источник: Oxford Virtual Reality (VR) for Mental Health. - Internet (psy.ox.ac.uk), 30.09.25. Оригинал: Oxford Virtual Reality (VR) for Mental Health — Department of Experimental Psychology

ВР улучшит психическое здоровье ветеранов

У виртуальной реальности (ВР) проявляются отчетливые признаки инструмента, позволяющего улучшать помощь ветеранам, в т.ч. помочь окружающим их людям распознать признаки опасности суицидальности. Исследователи Университета шт. Техас (Арлингтон) выполнили два исследования, в которых смотрели, как технология ВР может влиять на сложные проблемы, с которыми сталкиваются в жизни ветераны.

            В первом исследовании было обнаружена, что техника осознанности mindfulness на основе ВР, выстроенная для создания успокаивающих сценариев, помогала ветеранам справляться с тревогой, болями и стрессом. В этом исследовании, выполненном на материале 61 ветеранов, участники испытали 15-минутное воздействие ВР. Им было предложено два успокаивающих виртуальных сценария: наблюдение за белыми медведями на айсберге в лучах заходящего солнца или отдых на пляже в тропиках – с рекомендациями глубокого дыхания, которое усиливало чувство спокойствия и релаксацию. Статья опубликована в  Journal  of  Evidence-Based  Social  Work. Все участники, за исключением одного, отметили положительный эффект (релаксацию) от этой интервенции.

            Второе исследование показало, что ВР может помочь окружающим ветеранов в сельской местности людям распознавать у них признаки суицидального риска. Среди настораживающих признаков авторы отмечают наличие оружия или присутствие упаковок лекарств, которые были назначены месяц назад, но так и остались невскрытыми. Источник: VR to boost veterans’ mental health. - Internet (medicalxpress.com), 08.09.25. Оригинал см. DOI: 10.1080/26408066.2025.2511953  

- ВР в службе психического здоровья: полежать на пляже, когда от стресса невмоготу

Нидерландская газета  Trouw  публикует материал об использовании технологии виртуальной реальности (ВР) в системе психического здоровья. Так, напр., известно о благотворном и расслабляющем воздействии природы. Новые технологии позволяют имитировать эти эффекты с помощью ВР, и этим может воспользоваться в т.ч. служба психического здоровья.

            В Японии широко распространена форма антистрессовой терапии под названием shinrin-yoku, или ''лесные ванны''. Это сочетание картин, звуков и запахов леса с медленными движениями тай чи (боевое искусство). Ученым из Института Макса Планка удалось воспроизвести этот эффект с помощью ВР. Просмотр ВР-фильмов в сочетании со звуками природы и запахами ароматических масел обеспечивает эффект, сопоставимый с настоящей shinrin-yoku. В проведенном исследовании испытуемые сообщили о понижении уровня стресса и улучшении общего благополучия.

            Руководитель проекта в одной из нидерландских служб психического здоровья

Pim van Dongen с энтузиазмом реагирует на это исследование. Он сам уже не один год занимается применением ВР в службе психического здоровья. ''Сейчас мы работаем в 6 клиниках объединения Ментрум с использованием ВР-Релакс. Клиенты этих служб, которые обращаются за помощью и у которых высокий уровень напряженности, могут виртуально полежать на пляже, слушая морской прибой, или посидеть в санях, которые тянет упряжка собак в снегах, или даже покататься на коньках.

            С помощью специальных ВР-очков с обзором 360 градусов возникает ощущение движения, как будто это личный опыт человека, рассказывает van Dongen. И это действует: в текущем исследовании среди 40 клиентов службы около 80% заявляют, что такая интервенция им на пользу. ''Первые результаты очень обнадеживающие, но, естественно, мы сохраняем критический взгляд, в частности, в отношении использования ВР у людей в психозе. Для них должен быть очень индивидуализированный подход с учетом их личных потребностей и возможных противопоказаний. Однако в целом мы видим в первую очередь положительные эффекты: люди становятся спокойнее без введения фармакотерапии, напр., лоразепама. Это очень хорошо''.

            ВР также может использоваться для облегчения состояния персонала клиник, говорит van Dongen. ''Коллеги по работе также могут устраивать себе виртуальный ментальный перерыв, особенно после тяжелого опыта взаимодействия, напр., с суицидальным клиентом''. Можно также совместить ВР с массажем и облаком успокаивающих ароматов. ''Это пока не для клиентов. Но добавление ароматерапии в одном из немецких исследований очень интересно. Это еще один исходный момент в дальнейших исследованиях участия чувств человека при использовании ВР в оказании помощи''. Источник: VR in de ggz: bijkomen op het strand als je gestrest bent. - Trouw, 30.07.25, p.2.

- Терапия с использованием виртуальной реальности снижает галлюцинации в испытании у пациентов с шизофренией

Исследователи больницы Копенгагенского университета (Дания) сообщают о том, что терапия с использованием иммерсивной (с погружением) виртуальной реальности (ВР) дала статистически достоверное краткосрочное снижение тяжести слуховых вербальных галлюцинаций среди взрослых с расстройствами шизофренического спектра.

            Слуховые вербальные галлюцинации – это частые и неприятные черты   шизофрении, которые встречаются почти у 75% пациентов, и 1/3 из них резистентны к медикаментозной терапии. Примерно у 13% пациентов в первой декаде болезни отмечается утяжеление галлюцинаций. 

            Современные психотерапии (КПТ и терапия отношений) показывают очень умеренный эффект, а потому востребованы инновационные подходы.

            В исследовании, опубликованном в  The  Lancet  Psychiatry,  датские исследователи оценили эффективность и безопасность терапии с использованием ВР в сравнении с обычной психотерапией у пациентов со стойкими слуховыми галлюцинациями в формате рандомизированного клинического испытания. Исследование выполнено на материале 270 взрослых, рекрутированных из амбулаторных психиатрических служб (ср.возр. 32,83 лет; 61% - женщины). Участники рандомизированно (1 : 1) получали сеансы терапии с иммерсивной ВР на протяжении 7 недель с частотой один раз в неделю, а затем два закрепляющих сеанса, или же сопоставимую по частоте, с подкреплением, психотерапию ''как обычно''; показатели оценки исхода были скрыты для пациентов.

            Терапевты использовали ВР-очки для создания иммерсивного диалога в реальном времени между участниками исследования и аватарами, представляющими доминирующие у них голоса. Интервенция была направлена на оспаривание власти голосов, обретение самоценности и поддержку выздоровления. Для оценки тяжести слуховых галлюцинаций использовались заполняемые клиницистами шкалы психотических симптомов, и это делалось до начала интервенции и 12 недель спустя.

            Участники, получающие ВР-терапию, показали 12,9% снижение общей тяжести галлюцинаций в сравнении с собственными базовыми показателями. Частота голосов также уменьшилась на 14,4% и оставалась значимо пониженной в точке 24 недель. Не обнаружено значимых отличий для связанного с голосами дистресса, воспринимаемой власти голоса, ассертивного ответа или социального функционирования.

            В целом, ВР-интервенция хорошо переносилась. Примерно 37% участников, получающих ВР-терапию, сообщили о преходящем росте симптомов галлюцинаций после первых диалогов с аватаром. Было 6 серьезных неблагоприятных событий. Потенциально связанных с примененной терапией: 5 госпитализаций по причине обострения симптомов и один эпизод самоповреждений – но без смертей или насилия.

            Авторы заключают, что иммерсивные диалоги в ВР представляют собой приемлемую опцию для пациентов с шизофренией, у которых голоса сохраняются,  несмотря на фармакотерапию. Источник: Virtual reality therapy reduces voice hallucinations in schizophrenia trial. - Internet (medicalxpress.com), 23.07.25. Оригинал см.: DOI:10.1016/S2215-0366(25)00161-0; Комментарий к статье: DOI: 10.1016/S2215-0366(25)00210-X.

- Применение метавселенной и психическое  здоровье

В электронном журнале открытого доступа  Frontiers  in  Public Health  (раздел Digital Public Health) опубликован миниобзор, посвященный взаимодействию метавселенной с аспектами психического здоровья. Обзор подготовлен группой китайских исследователей. Авторы отмечают, что быстрый технологический прогресс изменяет существование человека, и это происходит во всем мире. Одним из примеров является метавселенная – трехмерная цифровая реальность, в которой виртуальная реальность (ВР) смешивается с физическим пространством. Потребители могут реплицировать и настраивать элементы реального мира в этой иммерсивной (погружения) среде. В последнее десятилетие ВР, дополненная реальность (ДР) и смешанная реальность (СР) стали эффективными инструментами для работы с состояниями психического здоровья, предлагая решения в условиях дефицита профессионалов в области психического здоровья и ограниченного доступа к помощи. С другой стороны, продолжительное участие в трехмерном гейминге с ''погружением'' и в социальных сетях могут привести к чувству неопределенности, тревоге, депрессии и аддиктивному поведению, особенно среди молодых взрослых. Подобные занятия могут негативно влиять на продолжительность удержания внимания, усугубляя симптомы у подростков с СДВГ. В настоящем обзоре рассматриваются воздействия нарастающего применения метавселенной на психическое здоровье и исследуются как риски, так и польза.

            В статье представлены следующие разделы:

  • Вступление
  • Применение в сфере психического здоровья в настоящее время:
  • Экспозиционная терапия
  • Виртуальная реабилитация
  • Депрессия
  • Расстройства пищевого поведения и телесная дисморфофобия
  • Гендерная дисфория
  • Акрофобия
  • Инсульт
  • Болезнь Паркинсона
  • Заживление ран
  • Аутизм
  • ПТСР
  • Хроническая и острая боль
  • Неврологическая реабилитация
  • Механизм метавселенной продвигает интервенции в сфере психического здоровья
  • Прогнозируемая польза для психического здоровья
  • Социальная соединенность
  • Самоопределение
  • Самопрезентация
  • Физическая активность
  • Баланс между работой и досугом
  • Одновременное участие многих людей
  • Прогнозируемый вред для психического здоровья
  • Аддикции
  • Циркадные ритмы
  • Стрессовое воздействие
  • Взаимодействия
  • Одновременные множественные социальные взаимодействия – потенциальные ''ловушки''
  • Вызовы (напр., использование аватаров может вызывать спутанность у молодых людей, самоидентичность которых еще не сформировалась, и размывать границу между реальной идентичностью и идентичностью виртуальной; отсутствие очных физических взаимодействий может мешать формированию связей в реальном мире; анонимность способствует кибербулингу, усугубляя тревогу и депрессию)
  • Ограничения
  • Этические аспекты
  • Социальная изоляция
  • Избыточная опора на виртуальные среды
  • Заключение

Источник: The application of metaverse in mental health. - Internet (frontiersin.org), 10.04.25. Полный текст оригинала см.: https://www.frontiersin.org/journals/public-health/articles/10.3389/fpubh.2025.1463494/full

- Виртуальная реальность в лечении депрессии

Большое депрессивное расстройство (БДР) является одним из самых распространенных в психиатрической практике, и оно сильно влияет на жизнь страдающих этим расстройством людей. Технология иммерсивной ВР обладает большим потенциалом улучшения психотерапии БДР, так как она позволяет персонализировать процесс лечения и непосредственно воздействовать на аффект. Количество исследований, посвященных интервенциям с применением ВР при БДР, растет, но в настоящее время использование ВР отличается гетерогенностью, и у него нет сильной теоретической поддержки.

            Исследователи нидерландских университетов (Амстердама, Лейдена и Гронингена) подготовили обзор терапевтических стратегий при использовании ВР при депрессии. В результате систематического поиска литературы в ряде баз данных были отобраны 43 исследований со следующими потенциальными терапевтическими стратегиями: 1 – психообразование (n = 5); 2 – поведенческая активация (n = 16); 3 –когнитивная реструктуризация (n = 4); 4 – усиление положительного эффекта (n = 5); 5 – психические образы (n = 4); 6 – выработка навыков (n = 3); 7 - усиление когнитивного функционирования (n = 3); и прочие (n = 3).

            Ограничения: авторы не проводили систематическую оценку качества методологии исследований и не делали систематического анализа результатов.

            Заключение: ВР показывает разносторонний потенциал способствования процессу лечения у пациентов с депрессией, обеспечивая отличные перспективы для персонализации и улучшая возможности лечения БДР. Будущие исследования должны концентрироваться на оценке предполагаемых механизмов изменений, чтобы полностью понять добавленную ценность ВР в лечении депрессии. Обзор опубликован в  Journal  of  Affective  Disorders  Reports.  Источник: Virtual reality in the treatment of depression; what therapeutic strategies does VR target? - Internet (pure.amsterdamumc.nl).  Полный текст оригинала см.: https://doi.org/10.1016/j.jadr.2025.100912

- Оценка применения технологии виртуальной реальности в психотерапии: воздействие на тревогу, депрессию и СДВГ

В электронном журнале открытого доступа  Frontiers  in  Psychiatry  (раздел Molecular Psychiatry) опубликован систематический обзор, посвященный применению технологии виртуальной реальности (ВР) в психотерапии при лечении ряда психических расстройств. Обзор подготовлен китайскими исследователями.

            ''Когнитивно-поведенческая терапия с использованием ВР (КПТ-ВР) возникла как перспективная опция в лечении нейропсихиатрических расстройств, предлагающая иммерсивный и захватывающий терапевтический опыт и переживания. Цель настоящего исследования: оценка успехов в применении технологии ВР в диагностике и лечении таких психических расстройств как тревога, депрессия и СДВГ. В обзоре также рассматриваются вопросы интеграции искусственного интеллекта (ИИ) с технологией ВР в лечении психических расстройств и использования чат-бота для усиления КПТ.

            Поиск релевантной литературы дал 686 статей, и после применения критериев включения и исключения были отобраны 32 статьи. Они касались использования ВР при тревоге, депрессии и СДВГ. Результаты показывают перспективные итоги применения ВР в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с тревогой, депрессией и СДВГ. Отмечена особая эффективность этой технологии при СДВГ.

            В статье также рассматривается опыт применения (КПТ-ВР) при других психических расстройствах, напр., расстройствах шизофренического спектра, бредовых расстройствах, расстройствах аутистического спектра, при паранойе, при симптомах психоза – в т.ч. в сочетании этой технологии с ИИ.

            В обзоре выделены следующие разделы:

  • Введение (контекст, КПТ, ВР и КПТ-ВР, цели исследования)
  • Метод (отбор публикаций)
  • Результаты

- применение ВР при тревоге и депрессии;

- применение ВР при СДВГ;

- применение ВР при других психических расстройствах;

- рост использования ИИ при КПТ-ВР;

- как ИИ способен усилить КПТ-ВР;

- инновационное сочетание КПТ с чат-ботом на основе ИИ: первая, вторая и третья терапевтические сессии

  • Обсуждение
  • Заключение.

Источник: Evaluating virtual reality technology in psychotherapy: impacts on anxiety, depression and ADHD. - Internet (frontiersin.org), 18.12.25. Полный текст оригинала см.: https://www.frontiersin.org/journals/psychiatry/articles/10.3389/fpsyt.2024.1480788

Контент распространяется под лицензией CC-BY-NC-ND (CC Attribution–NonCommercial–No Derivatives 4.0 International) «С указанием авторства–Некоммерческая–Без производных версий 4.0 Международная».

Политика конфиденциальности