В лечении СДВГ плацебо не уступает двум немедикаментозным методам
В лечении СДВГ плацебо не уступает двум немедикаментозным методам
''Возможно, что наступление улучшения было просто-напросто вопросом времени''
Детей с СДВГ не всегда можно, да и не всегда хочется лечить с помощью лекарств. В настоящее время детские службы предлагают широкий выбор немедикаментозных методов лечения этих состояний. Вопрос в том, работают ли они? Психиатр Martine van Dongen-Boomsma (Неймегенский университет) исследовала две немедикаментозных терапии, в частности, нейрофидбэк и тренинг рабочей памяти. Обе оказались по эффективности не выше плацебо.
В настоящее время в Нидерландах СДВГ отмечается у 5%-10% детей школьного возраста (обязательное школьное обучение в стране начинается с 4-х лет – прим. перев.). СДВГ может сильно мешать как самому ребенку, так и его окружению. Если расстройство ''достаточно тяжелое'', то, начиная с 6 лет, часто делается выбор в пользу медикаментозного лечения. Примерно в 2/3 случаев лекарство помогает значительно уменьшить выраженность ядерных симптомов расстройства, т.е. проблемы с вниманием, гиперактивность и импульсивность. Но если фармакотерапия не помогает, или если ребенку меньше 6 лет, или же когда лекарства нежелательны, то очень привлекательно использование эффективных немедикаментозных терапий.
Плацебо-контролируемое исследование.
Детско-подростковый психиатр Martine van Dongen-Boomsma исследовала эффективность двух популярных терапий: нейрофидбэка и тренинга рабочей памяти. Это было плацебо-контролируемое исследование: т.е. испытуемые получали или подлинное лечение, или же то, что выглядело так же, но на самом деле было лишено действующей составляющей. Похожие исследования появились в последнее время, но у них был хуже отработан дизайн (напр. небольшое количество испытуемых).
Нейрофидбэк
При терапии с использованием нейрофидбэка пациент смотрит на экран, на котором он видит картинку своей текущей мозговой активности. Суть в том, что волны, отклоняющиеся от ''нормального паттерна'', можно с помощью тренировки научиться смещать в ''правильном'' направлении. Плацебо в данном случае означало, что испытуемые пытались работать не со своим паттерном мозговой активности, а с симуляцией, которая предъявлялась им на экране.
Замеры, выполненные до начала и по окончании терапии показывают, что и ''подлинная'', и плацебо группы 8-15 летних участников с СДВГ после тренинга функционировали лучше и испытывали меньше проблем с дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Когнитивные задания в обеих группах выполнялись примерно с одинаковым разбросом показателей.
Тренинг рабочей памяти
В основе этой методики лежит идея, что через тренировку рабочей памяти пациенты улучшают другие нейрокогнитивные функции, что способствует решению проблем с ядерными симптомами СДВГ. Группа плацебо получала вместо заданий с постепенно нарастающей степенью сложности одинаково простые задания. Улучшения в части поведения и ядерных симптомов СДВГ показали тоже обе группы. Кроме того, после тренинга обе группы в целом показывали более высокий уровень достижений при выполнении когнитивных заданий.
Поразительный результат
Очень интересно, что позитивный эффект обнаружен при плацебо-тренингах. Van Dongen-Boomsma: ''Это может быть обусловлено тем, что любой тренинг предлагает структурирование; возможен также эффект внимания со стороны лечащего специалиста или ожиданий улучшения. Возможно, что наступление улучшения было просто-напросто вопросом времени. В нашем исследовании временной промежуток между замерами до начала тренингов и по их окончании составил четыре месяца; возможно, что обнаруженный нами эффект – это эффект четырехмесячного созревания мозга. Здесь требуется катамнестическое исследование''.
Отказываться не надо
Итак, хотя явной пользы от использованных методов не наблюдалось, тем не менее, van Dongen-Boomsma считает преждевременным отказываться от них. ''Из других исследований известно, что оба метода можно усовершенствовать, и таким образом повысить их дополнительную ценность, по сравнению с плацебо. Можно сделать, например, следующее: увязать содержание сеанса тренинга с использованием освоенного в повседневной жизни, например, в школе. Возможно, тогда обнаружится польза, значимая для детей с СДВГ''.
С текстом диссертационного исследования van Dongen-Boomsma можно ознакомиться в интернете (ориг. на англ. ''Need, Quest & Evidence. Resting-state oscillations, neurofeedback, and working memory training in ADHD'').
По материалам:
Placebo net zo goed als twee niet-medicamenteuze behandelingen bij ADHD. – Internet (ru.nl.), 20.03.14.