Нарушения социального познания при пограничном расстройстве личности как важная мишень психотерапии

Бениашвили К.Е.1, Холмогорова А.Б 1,2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», кафедра клинической психологии и психотерапии, Москва, Россия
22Московский НИИ психиатрии – филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, лаборатория клинической психологии и психотерапии, Москва, Россия

Резюме. В статье приводится краткий обзор современных исследований нарушений социального познания при пограничном расстройстве личности (ПРЛ), а также данные сравнительного эмпирического исследования нарушений социального познания у пациентов с ПРЛ и в популяционной выборке. Обсуждается вопрос специфики нарушений социального познания при ПРЛ и обусловленный этой спецификой выбор мишеней психотерапии.

Методика. Всего было обследовано 87 человек, из них 37 пациентов с диагнозом F 60.31 по МКБ 10 – эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип, и 50 человек из популяционной выборки комплексом из трех методик: Шкала дисфункциональных убеждений (PBQ-BPD), тест «Понимание психического состояния по глазам» (Eyes test), шкала «Индекс межличностной реактивности» (Interpersonal Reactivity Index – IRI).

Результаты. Выявлено, что, хотя количество ошибок распознавания психического состояния человека по глазам не различается в клинической и популяционной выборках, качество ошибок у пациентов с ПРЛ имеет свою специфику – такие больные наиболее склонны к негативным интерпретациям. Показано, что пациенты с ПРЛ оценивают себя как склонных к большему проявлению эмпатической заботы и более высокому уровню дистресса при столкновении с ситуациями переживания сильных негативных эмоций другими людьми. Выявленные связи между чертами ПРЛ и показателями эмпатии позволяют выдвинуть предположения относительно механизмов ее нарушений.

Выводы.Необходима целенаправленная психотерапевтическая работа с негативными интерпретациями, направленная на снижение общего уровня стресса в процессе коммуникаций у больных с ПРЛ.