Современная терапия
психических расстройств.

Сайт врачей психиатров

                                                                                                                                   

 

Новости: дети и подростки

Новости: дети и подростки

Детский IQ и психозы – Смартфоны и депрессия – Последствия жестокого обращения в детстве – Детская психотравма, аномальная реакция на стресс и риск суицида – Особенности депрессии у темнокожих подростков – Помощь при тревожных расстройствах – КПТ при обсессивно-компульсивном расстройстве – СДВГ и мозг – Дети гомосексуальных родителей – Антидепрессанты и диабет 2-го типа – Самоповреждения у девочек-подростков – Как разговаривать с ребенком о суицидах – Терапия тревоги – Сравнительное применение антидепрессантов и плацебо – Суицидальность среди ЛГБТ-подростков и психотерапия по Интернету – Медиа и суициды – Марихуана и уязвимость к психозу – Психиатрические расстройства в детстве и последующая аддикция – Психиатрия переходного возраста – Проблема психологического разнообразия – Факторы риска госпитализации для детей с аутизмом – Тестостерон и импульсивность у подростков – История жестокого обращения и несуицидальные самоповреждения у подростков – Активность мозга в группе – Выявление уязвимости к психозу – Жестокое обращение влияет на пубертат – Подростки с ПТСР плохо ''читают'' выражение лица – Дети с ломкой Х-хромосомой: родительские практики – Депрессия матери и эмпатия ребенка.

- Падение показателя IQ в детстве может сигнализировать о психотическом расстройстве в более старшем возрасте
Новое исследование показывает, что у взрослых с психотическими расстройствами в детском и подростковом возрасте происходит снижение IQ, и это снижение прогрессирует по целому спектру когнитивных способностей, усугубляя их отставание от сверстников. Британские и американские исследователи установили, что падение IQ начинается в раннем детстве, и предполагают, что, возможно, образовательные интервенции могут отложить во времени наступление психической болезни. Статья опубликована в JAMA Psychiatry. Это первое исследование, отслеживающее показатели IQ и когнитивных способностей на протяжении первых 20 лет жизни у лиц, давших во взрослом возрасте психотическое расстройство. Первый автор Josephine Mollon отмечает: ''Для лиц с психотическими расстройствами когнитивное снижение начинается вовсе не во взрослом возрасте, с появлением галлюцинаций и бреда, а, скорее, на много лет раньше – когда впервые появляются трудности с выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, и со временем проблема только нарастает. Согласно нашим результатам, первые признаки когнитивного снижения очевидны уже в возрасте 4-х лет''. Предшествующие исследования показали, что дефицит IQ начинается за много лет до первого появления галлюцинаций и бреда, но время его появления было неясно. Новое исследование четко указывает на раннее начало когнитивного снижения у лиц с психотическим расстройством. Исследование выполнено на материале 4322 британцев, которых отслеживали, начиная с возраста 18 месяцев и до достижения 20 лет. Те из них, у которых во взрослом возрасте возникло психотическое расстройство, в младенчестве показывали нормальный IQ, но к возрасту 4-х лет началось его снижение, и это снижение продолжалось на протяжении всего детства, подросткового возраста и раннего взрослого возраста – так что они оказывались в среднем на 15 пунктов ниже своих здоровых сверстников. Наряду со снижением IQ, у них также отмечалось нарастающее отставание когнитивных функций, в частности, рабочей памяти, скорости проработки и внимания. Результаты исследования предполагают, что взрослые, у которых развивается психотическое расстройство, не проходят через снижение когнитивной функции – они просто не выдерживают нормальный темп процессов развития. Ранние интервенции с целью улучшения когнитивной функции могли бы в потенциале предотвратить развитие психотических симптомов в более старшем возрасте. Сейчас исследователи изучают изменения в мозге у лиц с психотическими расстройствами, и потенциальные влияния средовых и генетических факторов, которые могут предрасполагать к ослабленной когнитивной функции. Источник: Falling IQ scores in childhood may signal psychotic disorders in later life. - Internet (sciencedaily.com), 31.01.18. Оригинал см.: https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/article-abstract/2670695

- Чрезмерное использование подростками смартфона ведет к депрессии
Подростки, постоянно сидящие в смартфоне, чувствуют себя значительно менее счастливыми, чем их сверстники, которые не злоупотребляют цифровыми медиа. Об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в Университете Сан-Диего (США). Статья опубликована в журнале Emotion. В ходе исследования ученые проанализировали данные лонгитудинального исследования Monitoring the Future. Это национальный опрос, в котором участвовали миллионы американских подростков. В рамках опроса подростки должны были указать, сколько времени они тратят на свой мобильный телефон, планшет и компьютер. Они также должны были указать, как часто они делают что-то офлайн, это могут быть напр. встречи, занятия спортом и т.д. И, наконец, задавались вопросы об их настроении и чувствуют ли они себя счастливыми. Оказалось, что подростки, очень много времени проводящие за экраном своих девайсов, напр., в социальных медиа или компьютерных играх, чувствовали себя менее счастливыми, по сравнению с теми, кто был активнее офлайн, напр., занят чтением или спортом. Результаты исследования подтвердили данные предшествующих исследований, показавших, что увлечение социальными сетями ведет к подавленному настроению. Авторы подчеркивают, что это подавленное настроение не всегда ведет к усилению потребления социальных медиа. Помимо этого, полный отказ от использования цифровых медиа не вызывает напрямую усиления радости. Самыми ''счастливыми'' оказались студенты, проводившие за своими гаджетами менее одного часа в день. Исследователи также отмечают, что каждодневное использование цифровых медиа ведет к постепенному усилению депрессивных чувств. Исследователи делают вывод, что ключ к счастью – в ограниченном использовании цифровых медиа, и предлагают сократить его до максимум 2-х часов в день и больше времени тратить на живое общение и занятия спортом. Источник: Excessief smartphonegebruik leidt tot depressie bij tieners. - Internet (ggznieuws.nl), 25.01.18. Оригинал см.: http://psycnet.apa.org/record/2018-02758-001

- Отслеживая влияние жестокого обращения или запущенности в раннем детстве
Дети, которые в возрасте до 5 лет сталкиваются с жестоким обращением или запущенностью, показывают большую вероятность проблем в социальных взаимоотношениях и низкой академической успеваемости во взрослом возрасте. Негативные эффекты от такого обращения прослеживаются почти 30 лет спустя – об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в Университете шт. Юта (США). ''И эти негативные эффекты со временем не ослабевают,'' – подчеркивает рук. исследования Lee Raby. Работа опубликована в журнале Child Development. Raby рассказывает, что их группа хотела знать две вещи: Первое – имеют ли жестокое обращение и запущенность в детском возрасте долгосрочные ассоциации, уходящие во взрослый возраст, и, второе – насколько стабильны эти эффекты и ослабевают ли они со временем? Ученые использовали данные Миннесотского лонгитудинального исследования риска и адаптации, которое отслеживало участников от рождения с середины 70-х годов прошлого века. Исследователи изучили данные 267 лиц, достигших возраста 32-34 лет. Информация о физическом насилии в отношении детей, сексуальных злоупотреблениях и педагогической запущенности собиралась из нескольких источников в два возрастных периода: 0-5 лет и 6-17,5 лет. На протяжении всего периода учителя сообщали о функционировании детей со сверстниками. Кроме того, дети заполняли стандартизованные тесты по академической успеваемости. Участники были повторно проинтервьюированы в возрасте после 20 и 30 лет; при этих встречах также обсуждались их опыт романтических отношений и достижения в области обучения. В отличие от исследований, основанных на ретроспективных воспоминаниях о переживаниях детского возраста, это исследование использовало данные, собранные в реальном времени. Результаты показывают, что дети, перенесшие жестокое обращение или педагогическую запущенность, систематически оказывались менее успешными в социальных взаимоотношениях и академической успеваемости в детском, подростковом и даже взрослом возрасте. Эффект ненадлежащего отношения к ребенку не ослабевал по мере взросления участников исследования. ''Вредный эффект жестокого обращения и запущенности в раннем возрасте не теряет своего значения для исхода и в возрасте 32 лет,'' – отмечает Raby. Источник: Tracking the impact of early abuse and neglect. - Internet (sciencedaily.com), 16.01.18. Оригинал см.: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cdev.13033/abstract

- Как мы обнаружили связь между психотравмой детского возраста, аномальной реакцией на стресс и последующим риском суицида
Профессор психологии Daryl O’Connor (Университет Лидса) рассказывает об исследовании связей между стрессом, психологической травмой детского возраста и риском суицида. ''При переживании стресса, у людей происходит выброс надпочечниками стероидного гормона кортизола. Но наше последнее исследование (см.: http://www.psyneuen-journal.com/article/S0306-4530(17)31218-0/fulltext ) показало, что люди, испытавшие в детстве высокие уровни психологической травмы, а также люди, предпринявшие ранее суицидальную попытку, при стрессе выбрасывают меньше кортизола. Эти данные основываются также на наших предшествующих исследованиях, показавших, что система ответа на стресс может быть ''повреждена'' у лиц, пытавшихся недавно покончить с собой.

Согласно существующим данным, каждые 40 секунд в мире умирает человек в результате суицида. Причины суицида пока не очень хорошо поняты. Многие годы ученые пытаются выяснить факторы риска с целью предотвратить смерти от суицида. Мы в нашем исследовании смотрели, как стресс и травма детского возраста соотносятся с риском суицида. Ранее уже было известно, что психологическая травма детского возраста сопряжена с аномальным ответом стрессовой системы организма в более старшем возрасте у людей с депрессией, но очень мало известно относительно связи стрессовой системы с суицидом. В нашем исследовании 160 человек были разделены на группы в зависимости от того, предпринимали ли они ранее суицидальную попытку, были ли у них мысли о суициде или же они не пытались убить себя и не рассматривали возможность суицида (контрольная группа). Участников просили заполнить опросник о возможных перенесенных в детстве или подростковом возрасте эмоциональных, физических и сексуальных злоупотреблениях, связанных с властью взрослых (или старших), а также об эмоциональной и физической запущенности. Потом их просили выполнить стрессовую задачу в лаборатории. До- и во время выполнения задания у участников измерялись уровни кортизола. Анализ результатов показал, что лица, предпринимавшие ранее суицидальную попытку, в ситуации стресса показали меньшие уровни кортизола, чем лица в контрольной группе. Самые низкие уровни кортизола отмечены у тех, кто пытался покончить с собой в последние 12 месяцев. Наибольшее беспокойство вызывало то, что люди с пониженным выбросом кортизола в ситуации лабораторного стресса 4 месяца спустя сообщали о более высоких уровнях желания умереть (''суицидальные мысли'').

Мы также обнаружили очень высокие уровни детской травмы у людей, уязвимых к суициду, особенно у тех, кто уже предпринимал ранее суицидальную попытку. Почти у 80% таких лиц в анамнезе был хотя бы один тип детской психотравмы, тогда как в группе с суицидальными мыслями этот показатель был 40%, а в контроле – менее 20%. Люди, сообщавшие о более чем одном типе умеренной / тяжелой психотравмы, при выполнении стрессового задания и в состоянии отдыха выбрасывали наименьшее количество кортизола. Важно, что этот эффект не объясняется наличием в настоящий момент депрессии.

Полученные данные указывают на то, что у людей с риском суицида система ответа на стресс может быть ''испорчена'' или ''сломана''. Значение результатов исследования обусловлено тем, что способность человека выбрасывать кортизол в состоянии стресса соотносится со слабым психическим контролем (т.е. способностью подавлять или останавливать несоответствующее или дезадаптивное поведение и реакции), ослабленной эмоциональной проработкой (способность контролировать эмоции) и рискованным поведением (напр., алкоголизмом и импульсивностью). Все эти факторы ассоциированы с риском суицида.

Высокие уровни детской психотравмы и ассоциированный с этим стресс могут вести к чрезмерному изнашиванию системы ответа на стресс, что, в свою очередь, может повышать впоследствии риск суицида. Наши данные позволяют предположить, что количество выбрасываемого человеком в стрессовой ситуации кортизола может служить дополнительным биологическим маркером суицида.

Важным следующим шагом в профилактике была бы разработка терапии, восстанавливающей уровни кортизола. Заслуживает внимание и другое направление – фармакологические интервенции, напр. добавки кортизола, с целью ''починить'' систему ответа на стресс у уязвимых к суициду людей''. Источник: How we discovered the link between childhood trauma, a faulty stress response and suicide risk in later life. - Internet (theconversation.com), 08.01.18. Оригинал см.: https://theconversation.com/how-we-discovered-the-link-between-childhood-trauma-a-faulty-stress-response-and-suicide-risk-in-later-life-88838

- Депрессия у темнокожих подростков требует иного лечения
Темнокожие подростки выражают депрессивные симптомы не так, как люди иного возраста и иной расовой принадлежности, и клиницистам необходимо это учитывать при разработке плана лечения. Таковы результаты исследования, выполненного в исследовательском университете Ратгерса. Работа опубликована в Journal of the Society for Social Work and Research. Согласно данным исследователей, депрессивные темнокожие подростки склонны выражать свои депрессивные чувства в виде жалоб на конфликты с другими и физические боли. ''В этой популяции может лучше помогать, напр., интерперсональная психотерапия,'' – говорит один из авторов Wenhua Lu. Ученые указывают на важную роль выявления депрессивных симптомов среди темнокожих подростков. Они поясняют, что предшествующие исследования показали повышенные уровни употребления наркотиков, насилия и бедности среди темнокожих подростков, проживающих в неблагополучных районах, напр., в городском муниципальном жилье. Темнокожие подростки испытывают воздействие большого количества средовых и социальных факторов риска без достаточной сети социальной поддержки, и потому для них повышен риск депрессии. Кроме того, у подростков с диагнозом депрессии вероятность суицида в 6 раз выше, чем у сверстников без депрессии, а у темнокожих подростков этот показатель еще выше, по сравнению с белыми сверстниками. Исследование было выполнено на материале 792 темнокожих подростков (11-21 лет), которые заполнили опросный лист с 20 позициями. Источник: Depression in black adolescents requires different treatment. - Internet (medicalxpress.com), 05.01.18. Оригинал: https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/694791

- 80% детей с тревожным расстройством не получают никакой помощи
В настоящее время наиболее эффективной терапией тревожных расстройств у детей является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). К сожалению, порядка 40% детей после нее не показывают улучшения. Поэтому проф. Lisbeth Utens (Амстердамский университет) призывает в своей ''профессорской'' речи к оптимизации, обновлению и индивидуализации помощи детям с тревожными расстройствами. Utens подчеркивает, что страх является нормальным элементом развития ребенка. ''Возьмите, напр., боязнь расставания с родителями у маленьких детей. Но вполне может так случиться, что ребенок испытывает чрезмерный страх. Страх, который не соответствует угрозе извне или его возрасту. Страх нередко сопровождается навязчивыми мыслями о том, что должно случиться в будущем. Это называется тревогой антисипации (ожидания). Мы говорим о тревожном расстройстве, когда это мешает повседневному функционированию и не дает возможности получать удовольствие от нормального нового жизненного опыта''.

Тревожные расстройства очень распространены среди детей: в возрасте до 18 лет с ними сталкивается 15-20% детей. При отсутствии лечения у таких детей повышен риск выпадения из школьного обучения, социальной изоляции, тревоги и депрессии во взрослом возрасте, алкоголизма и суицидальных попыток. ''Поразительно, что большинство детей с тревожными расстройствами – порядка 80% - не получают никакой помощи'', - говорит Utens. Наиболее эффективной и хорошо исследованной психотерапией для детей с тревожными расстройствами является КПТ. Это краткосрочная, структурированная форма психотерапии, направленная на настоящее и будущее. При этом исходной точкой является то, что наши мысли (когниции) определяют наше самочувствие и наше поведение. КПТ влияет на взаимодействие между мыслями, поведением, процессами обучения и телесными реакциями. В ходе терапии происходит замена негативных непомогающих мыслей на ''помогающие'', выполняются упражнения ''в трудных обстоятельствах'' (экспозиция) и упражнения на расслабление.

Utens: ''КПТ дает улучшение в 60%, но 40% пока не показывают эффекта. Поэтому следует улучшить и обновить помощь детям с тревожными расстройствами. Напр., уменьшить боязнь детей в детских больницах, потому что примерно у 40% детей после медицинских вмешательств или госпитализации появляются симптомы посттравматического стресса''. Utens подчеркивает значение хорошей диагностики и супервизии, онлайн-мониторинга исхода лечения и превентивной КПТ для детей беженцев и детей с легкой умственной недостаточностью, а также необходимость дополнительного обучения для специалистов, работающих с детьми. Источник: 80% van kinderen met een angststoornis ontvangt geen hulp. - Internet (ggznieuws.nl), 27.11.17.

- КПТ для детей и подростков с ОКР производит долгосрочный эффект
Подавляющее большинство детей и подростков, получавших КПТ в связи с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), через год после окончания психотерапии хорошо функционируют и не имеют симптомов расстройства. Это показало новое исследование, выполненное в Университете г. Орхуса (Дания). ОКР – это чрезвычайно стрессирующее психиатрическое расстройство, которое отмечается у 0,25-4% всех детей. К счастью, при ОКР хорошо помогает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), и этот эффект хорошо задокументирован. В новом исследовании 92% из 177 детей и подростков (в возрасте 7-17 лет) с ОКР показали долгосрочный эффект КПТ, при этом у 78% год спустя не было клинических симптомов ОКР. Работа опубликована в Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Суть КПТ при ОКР у детей и подростков заключается в том, чтобы помочь ребенку удержаться от действия на основании компульсивных мыслей и внедрить на их место новые паттерны мышления. Данный метод также предполагает вовлечение всей семьи, так как эффект терапии усиливается, если родители поддерживают использование ребенком методов преодоления ОКР. Вместе с тем, как отмечает ведущий автор исследования психолог David R.M.A. Højgaard, после завершения терапии необходимо продолжать наблюдение за ребенком. ''Как показывает исследование, для сохранения эффекта терапии, необходимо следить за ребенком и выявлять симптомы ОКР, если они появляются, чтобы ''задавить их в зародыше'' и не дать им развиться и вырасти в проблему. Это достигается поддерживающими сессиями, призванными освежить в памяти принципы терапии и таким образом лишить ОКР возможной почвы для укоренения''. Авторы также подчеркивают, что самой большой проблемой в связи с терапией ОКР является недостаток специально подготовленных психотерапевтов и дефицит терапевтических служб, которые бы удовлетворяли критериям такой КПТ. Источник: CBT for children and adolescents with OCD works in the long term. - Internet (medicalxpress.com), 15.11.17.

- Нельзя сказать, что СДВГ – это отклонение в головном мозге
Нельзя утверждать, что синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) – это отклонение в головном мозге. Ведь (пока еще) нельзя на основании МР-сканирования мозга ребенка определить, есть у него СДВГ или нет. СДВГ представляется комплексным расстройством. Некоторые исследования, выполненные на больших группах детей, обнаружили очень малые отличия в форме и функции мозга детей с СДВГ и без него. При этом речь идет о различиях между группами, а не отдельными детьми – сообщает Нидерландский экспертный центр детской и подростковой психиатрии. В исследованной группе детей с СДВГ головной мозг чуть меньше, а кора мозга – чуть тоньше. Кроме того, базальные ганглии у них в среднем меньше, чем у сверстников без СДВГ. Меньше у них и мозжечок, и объем фронтальной коры. В подростковом возрасте эти отличия могут исчезнуть. Помимо этого, в группе детей с СДВГ в ряде отделов мозга не отмечено асимметрии развития полушарий, что абсолютно нормально для детей без СДВГ. Научные исследования также показывают сниженную активность в определенных отделах мозга детей и подростков с СДВГ, что может иметь значение для внимания, концентрации и памяти. Это касается также групп детей с СДВГ, но без других психических проблем, а также детей, никогда не принимавших препараты для лечения СДВГ. В группе с СДВГ также обнаружен дефицит нейротрансмиттеров, обеспечивающих взаимодействие между клетками головного мозга, в частности, дофамина и норадреналина.

Наследственность. В возникновении СДВГ велика роль наследственности. У братьев и сестер детей с СДВГ вероятность СДВГ в 2-3 раза выше, чем в семьях без СДВГ. По данным близнецового исследования, вклад наследственности в развитие СДВГ составляет около 80%, что сопоставимо с вкладом наследственности в рост человека. Ученые объясняют появление СДВГ несколькими генами, но при этом также велика роль факторов среды (вкл. влияние никотина, алкоголя, тяжелых металлов и дефицита питательных веществ – все это может повысить уязвимость ребенка). Возникновение СДВГ также связывают со стрессом в семье, нехваткой денег, болезнью членов семьи и дезорганизацией семейной среды. Сообщается о возможном превентивном эффекте солнечного света – он защищает от появления симптомов СДВГ.

Лечение. Исследования с использованием сканирования мозга показывают, что упомянутые различия в мозге исчезают при употреблении препаратов для лечения СДВГ. ФМРТ показывает, в частности, улучшение на таких препаратах как метилфенидат. На нем улучшаются внимание и концентрация. Эффект метилфенидата на развивающийся мозг определяется рядом факторов. У детей с определенным геном с употреблением метилфенидата увеличивается объем фронтальной коры. Важно иметь в виду, что по мере взросления – с переходом из детского возраста в пубертат – симптомы СДВГ редуцируются сами собой, вне связи с употреблением или неупотреблением метилфенидата.

Исполнительные функции. Некоторые ученые считают, что проблемы детей с СДВГ обусловлены нарушением исполнительных функций и мотивации. Исследования показывают, что эти функции у детей с СДВГ развиты несколько иначе. Исполнительные функции выполняют в мозге регулирующую функцию. Они нужны для регуляции поведения, мыслей и эмоций. Важнейшие исполнительные функции:

  • - торможение: подавление импульсов. Таким образом можно избавиться от нежелательной привычки или другого поведения;
  • - переключение между двумя задачами. Позволяет переключиться на иное поведение, которое больше подходит в данных обстоятельствах;
  • - рабочая память: временное сохранение информации. Позволяет перед выполнением какого-то действия взвесить все ''за'' и ''против''.

Эти функции обеспечивают самоконтроль и позволяют адаптироваться к среде. Исполнительные функции с возрастом улучшаются. Быстрее всего развивается способность к торможению, а переключение и рабочая память продолжают свое развитие в подростковом и взрослом возрасте.

Мотивация. Другая теория связывает СДВГ со сниженной чувствительностью к вознаграждению. Дети с СДВГ в среднем реагируют на вознаграждение иначе, чем дети без СДВГ. Так, напр., они предпочитают немедленное вознаграждение отложенному во времени. Кроме того, для обеспечения оптимального функционирования, поддержания внимания и адаптации поведения им требуется более мощное вознаграждение. При частых и массивных вознаграждениях можно повысить уровень мотивации таких детей, и тогда уровень их достижений приближается к уровню детей без СДВГ. При этом важно помнить, что и в этом случае речь идет о средних показателях групп детей а не отдельных детей с СДВГ. Источник: Je kunt niet zeggen dat ADHD een hersenafwijking is. - Internet (ggznieuws.nl), 14.11.17.

- У детей гомосексуальных родителей психические проблемы не чаще, чем у других
У детей, воспитывающихся в семьях с гомосексуальными или лесбийскими родителями, психосоциальные проблемы отмечаются не чаще, чем у детей гетеросексуальных пар. Об этом свидетельствуют результаты исследования около 21.000 детей в возрасте 4-17 лет, опубликованные в Child Development. На каждого ребенка был заполнен краткий опросник SDQ (Strength and Difficulties Questionnaire), который замеряет психические проблемы и навыки у детей. Результаты опросника не выявили психических различий между детьми, растущими в гомосексуальных или гетеросексуальных семьях. Интересно, что повышенный показатель SDQ отмечен у детей с родителями-бисексуалами, что указывает на их худшее психическое состояние. Впрочем, после учета фактора психического здоровья родителей, эти различия между детьми родителей-бисексуалов и их прочими сверстниками исчезли. Складывается впечатление, что родители-бисексуалы чаще испытывают проблемы психического характера. Ученые указывают на необходимость научных исследований в поисках причин этого явления. ''Сейчас появляется все больше семей, в которых родители не являются гетеросексуалами. Данные нашего исследования подтверждают результаты предыдущих исследований о том, что психическое здоровье детей в таких семьях не отличается от психического здоровья детей в гетеросексуальных семьях'', - рассказывает исследователь Jerel Calzo. ''Но все-таки очень важно уделять внимание семьям, испытывающим проблемы дискриминационного характера''. Источник: Kinderen van homoseksuele ouders hebben niet vaker psychische problemen. - Internet (nu.nl), 08.11.17. Оригинал см.: http://onlinelibrary.wiley.com/wol1/doi/10.1111/cdev.12989/abstract

- Нейровизуализация показывает, что СДВГ – это совокупность различных расстройств
Американские исследователи обнаружили у пациентов с различными типами СДВГ поражения мозга в специфических системах, и это говорит о том, что для этого расстройства не может быть единого объяснения. На основании выполнения поведенческих тестов подростки с СДВГ соответствовали одной из трех подгрупп, с отчетливыми специфическими поражениями мозга и отсутствием общих для этих подгрупп аномалий. Исследование, опубликованное в Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging, претендует на радикальное переформатирование представления о СДВГ. ''Данное исследование обнаружило доказательства, которые четко поддерживают точку зрения о том, что подростки с СДВГ нейробиологически отличны друг от друга,'' – говорит первый автор Michael Stevens. ''Это не столько единое расстройство с небольшими вариациями, сколько диагноз, охватывающий ''констелляцию'' различных типов СДВГ, при которых мозг функционирует совершенно по-разному''. В ходе исследования ученые протестировали 117 подростков с СДВГ с целью оценить различные типы импульсивного поведения (которое является типичной чертой СДВГ). Обнаружились три отчетливые группы. Одна группа давала импульсивные моторные ответы при выполнении задания с быстро двигающейся мишенью (измерение исполнительной функции). Другая группа показывала предпочтение к немедленному вознаграждению; и третья – действовала сравнительно нормально при выполнении заданий, по сравнению со 134 подростками без СДВГ. Эти три подгруппы с клинической точки зрения были практически неразличимы. ''Результаты данного исследования указывают на вовлеченность различных нейрональных систем в исполнительные функции и проработку вознаграждения, и они могут независимо друг от друга способствовать появлению симптомов СДВГ,'' – комментирует редактор журнала Cameron Carter. Полный текст оригинала см.: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2451902217301672 Источник: Brain imaging reveals ADHD as a collection of different disorders. - Internet (sciencedaily.com), 07.11.17.

- Установлена связь между употреблением антидепрессантов и диабетом 2 типа у детей и подростков
Группа американских ученых из Университета шт. Мериленд обнаружила, что текущее (продолжительное) использование ингибиторов обратного захвата серотонина у детей и подростков ассоциировано с почти двукратным повышением риска развития диабета 2 типа, по сравнению с молодыми людьми, которые раньше использовали эти препараты, а потом прекратили. Материал, опубликованный в JAMA Pediatrics, это первое всестороннее исследование, изучающее риски развития диабета 2 типа в педиатрической популяции после начала применения антидепрессанта. В ходе исследование Mehmet Burku с коллегами проанализировали документацию Medicaid о почти 120.000 детей и подростков в возрасте 5-20 лет из четырех штатов США, получавших антидепрессанты в 2005-2009 гг. в связи с депрессивным расстройством, СДВГ или тревожным расстройством. Среди назначенных препаратов были ингибиторы обратного захвата серотонина, трициклические и иные циклические антидепрессанты и прочие антидепрессанты. Исследователи сравнили случаи диабета у текущих и прошлых потребителей антидепрессантов. Анализ выявил 233 случая диабета 2 типа, из которых 156 пришлись на текущее употребление антидепрессантов и 77 – на прошлое. Таким образом, текущее употребление антидепрессантов детьми и подростками показало ассоциацию с двукратным повышением риска развития диабета 2 типа. Этот эффект был выше для пациентов, получавших препараты более продолжительное время и в более высоких дозах. По мнению авторов, результаты их исследования указывают на необходимость улучшения мониторинга пациентов с целью обеспечения безопасной и эффективной фармакотерапии. Источник: Link between ntidepressant use and type 2 diabetes in youth uncovered. - Internet (sciencedaily.com), 24.10.17. Оригинал см.: https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/2656620

- Больше, чем когда-либо, девочек-подростков наносят самоповреждения – и вот почему
Chris Nicholson из британского Эссекского университета (отд. психосоциальных и психоаналитических исследований) обращается к теме самоповреждений среди молодежи, актуальность которой возросла в связи с недавней публикацией доклада, показавшего резкий рост случаев нанесения самоповреждений девочками-подростками. ''Эти результаты, полученные на основании данных врачей общей практики Соединенного Королевства, показывают, что за последние три года показатели самоповреждений среди девочек 13-16 лет выросли на 68%. Исследование, выполненное в Манчестерском университете, обнаружило, что самоповреждения встречались в три раза чаще среди девочек, чем среди мальчиков; и риск суицидов значительно выше среди тех, кто наносит самоповреждения. Они пытаются покончить с собой в 50 раз чаще. Это исследование также показало, что наибольший рост самоповреждений фиксируется в социально неблагополучных районах. У этих детей также меньше вероятность направления в службы психического здоровья в пределах года после первого инцидента самоповреждений, по сравнению с детьми из более благополучных районов (материалы Манчестерского проекта см.: http://research.bmh.manchester.ac.uk/cmhs/research/centreforsuicideprevention/MaSH/reports/) . Сейчас Соединенное Королевство имеет самые высокие показатели самоповреждений в Европе.

''Работая напрямую с подростками в терапевтических сообществах, я регулярно сталкиваюсь с использованием детьми самоповреждений как формой коммуникации – об их психическом состоянии и внутреннем мире. Они не всегда могут вам рассказать, но они способны показать испытываемую ими боль. Согласно данным научных исследований, основная функция самоповреждений – это регуляция аффекта (affect regulation), иначе говоря, способ управлять своими хаотичными и пугающими чувствами. Также существует множество свидетельств, указывающих на то, что ранние травмирующие воспоминания детского возраста хранятся в правом полушарии мозга, и до них не добраться, используя символику языка, из-за незрелости раннего детского мозга. Согласно теории, тогда память о таких травмирующих событиях показывает склонность к ''соматизации'', или переживанию в теле. Так, для детей, пострадавших от злоупотреблений со стороны близких взрослых или неправильного отношения, самоповреждения могут быть способом экстернализации глубинных ран путем вынесения их на поверхность тела.

''Конечно, вызывает беспокойство, что бóльшая часть проявлений самоповреждений приходится на девочек-подростков, но как объясняет психоаналитический психотерапевт Fiona Gardener, ''для самоповреждений типично начало в подростковом возрасте, и они характеризуются подростковым состоянием психики''. Подростковый возраст – сам по себе переходный период, время неопределенности, и в наше время этот период удлинился: у некоторых девочек менструации начинаются уже в 9 лет. С другой стороны, подростковый возраст для многих затягивается, так как многие молодые люди дольше остаются в родительском доме из-за плохих перспектив с работой и повышением цен на покупку и аренду жилья. Это означает, что дети дольше сохраняют зависимость от родителей и вынуждены в качестве замены исследовать свою независимость в мире виртуальном – что, разумеется, влечет свои последствия.

''Сейчас и дети, и родители все больше времени проводят онлайн, что привело к более отстраненному воспитательному воздействию со стороны родителей. Кроме того, сидение в чатах приводит к ''нормализации'' самоповреждений в кругу сверстников. Предшествующие исследования показали ''выраженную корреляцию'' между сидением в онлайн-форумах и самоповреждениями у подростков. Кроме того, для современных подростков (и особенно девочек) очень важен ''их образ''. Современные дети живут в мире селфи, статусов онлайн, апдейтов и моментальной связи, когда такие сайты как Инстаграм делают акцент на внешнем (форме), а не на внутреннем (содержании).

''Изобилие собственных изображений на подобных сайтах способствует развитию среди подростков глубоко состязательной и тревожной культуры. И, как вам скажет любой подросток, большинство изображений постят девочки. Все это говорит о том, что детям дается очень много из того, что им не нужно, и слишком мало из того, что им нужно. И все это происходит тогда, когда детско-подростковые службы психического здоровья недостаточно обеспечены ресурсами. Детей, получивших доступ к помощи, нередко направляют на краткосрочную КПТ. Но это не всегда выход, потому что самоповреждения ''кричат'' в большей степени об эмоциональных трудностях, а не о когнитивных процессах, на которых фокусируется подобная терапия''. В конечном итоге, следует расценивать этот рост случаев самоповреждений как есть – т.е. как ''крик о помощи'', заключает автор. Источник: More teenage girls are self harming than ever before – here’s why. - Internet (theconversation.com), 23.10.17. Текст оригинала см.: https://theconversation.com/more-teenage-girls-are-self-harming-than-ever-before-heres-why-86010

- Как разговаривать со своим ребенком о суициде
Старший лектор Университета Саншайн-Кост (Австралия) Rachael Sharman обращается к теме суицида у детей и подростков. Она подчеркивает, что в эпоху социальных медиа скрыть случаи и способы совершения суицида от вашего ребенка практически невозможно. К тому же, хорошо задокументирована проблема заразности суицидов (особенно среди молодежи и людей, проживающих в сельской местности). Как обсуждать тему суицида с вашим ребенком? В первую очередь, исходите из возраста ребенка, пишет Sharman.

Возраст до 10 лет: В этом возрасте дети могут не понимать, что смерть окончательна. ''А можно позвонить ему на Небеса?'', ''а кто будет кормить бабушку, когда ее похоронят?'' – это типичные вопросы детей из этой возрастной группы. Вполне вероятно, что они не смогут понять и что такое суицид, так что может быть не имеет смысла вводить тему, до которой они еще не доросли. Вместе с тем, если кто-то со стороны расскажет вашему ребенку о суициде, и это их заинтересует, то будьте готовы обсуждать эту тему. Здесь лучше следовать золотому правилу: если ребенок достаточно зрел, чтобы задать вопрос, то он достаточно зрел, чтобы знать ответ. С практической точки зрения, здесь достаточно простой правды, напр.: ''Г-н Х был очень опечален и не хотел больше жить, но когда люди очень опечалены, у них плохо работает голова, и они принимают ошибочные решения. Семья г-на Х будет очень расстроена (как все мы, когда умер дедушка), и люди очень страдают, когда кто-то принимает такое ошибочное решение…''. Вполне оправдано в таком возрасте указать на правильность или неправильность решения, принятого г-ном Х. Мышление детей в возрасте до 10 лет можно охарактеризовать как черно-белое, так что лучше избегать сложных построений и рассуждений о разных оттенках серого. К счастью, суициды у детей в возрасте до 10 лет крайне редки, и проблема подражательного поведения здесь не актуальна.

Подростки: для подростков следует принимать во внимание следующее:

  • они склонны катастрофизировать проблемы собственной жизни, им трудно понять, чего от них ожидают окружающие, и какая помощь имеется в их распоряжении;
  • они не обладают комплексным или реалистическим видением себя и мира, в котором они живут;
  • их идентичность еще полностью не сформирована, и это ведет к недостаточному пониманию себя;
  • по биологических причинам (развитие мозга) они не способны предвидеть долгосрочные последствия своих действий, особенно в части того, как это коснется других людей.

Вместо этого, они склонны жить ''здесь и сейчас'', они эгоцентричны, импульсивны и эмоциональны при принятии решений. С ними разговор о суициде лучше начинать с обсуждения фактической информации о самоубийстве. С подростками можно обсуждать суицид как многофакторное явление: люди решают покончить с собой по самым разным причинам, некоторые из этих причин абсолютно понятны (напр. в случае смертельной болезни), а некоторые остаются загадкой (отсутствие внятной причины или пускового события). Между этими двумя крайностями находятся такие распространенные факторы риска как психическая болезнь, наркотики, стресс и импульсивность. Важно подчеркнуть преходящий характер этих факторов. Напомните вашему тинейджеру, что проблема может быть временной, а решение, принятое в ответ на проблему, оказывается необратимым. Избегайте любых намеков на романтизацию суицида, особенно освещения его последствий (сколько человек пришло на похороны, сколько выразили соболезнования в Фейсбуке). Согласно некоторым исследованиям, романтизация приводит к повышению показателей суицидов среди подростков. И, наоборот, освещение суицида с фактической стороны ассоциировано с пониженным риском имитации. Важно дать понять вашему подростку, что вы всегда рядом, что суицид ужасен для близких, и помогать им находить эффективные решения их жизненных проблем. Источник: How to talk to your child about suicide. - Internet (theconversation.com), 10.10.17. Оригинал см.: https://theconversation.com/how-to-talk-to-your-child-about-suicide-85388

- Тяжелую тревогу лучше всего лечить сочетанием фармако- и психотерапии
Для обеспечения наилучших шансов на улучшение, детям и подросткам нужна и поведенческая терапия, и лекарства – таковы результаты нового анализа, выполненного под рук. ученых из Йельского университета. Предшествующее крупное исследование на материале 488 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет показало улучшение исхода на КПТ, на антидепрессанте сертралине и на сочетании первого и второго. В результате, многие врачи и родители стали предпочитать пробовать вначале поведенческую терапию – до начала фармакотерапии. Однако более внимательное рассмотрение данных показывает, что на пациентов с более тяжелыми случаями генерализованной тревоги, социальной тревоги и тревоги расставания (separation) действует только сочетание лекарств и психотерапии. Результаты исследования опубликованы в Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. ''В случаях тяжелой тревоги лучше всего нередко бывает начинать сразу с комбинированной терапии,'' – отмечает один из авторов Eli Lebowitz. В ходе исследования также было обнаружено, что некоторые группы оказываются более резистентны к любому лечению или сочетанию терапий, в частности, это дети и подростки из низких социоэкономических слоев, а также имеющие диагноз обсессивно-компульсивного расстройства. Источник: Severe anxiety best treated with drugs and therapy. - Internet (medicalxpress.com), 03.10.17. Оригинал см.: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15374416.2017.1371028

- Новое исследование воздействия плацебо и антидепрессантов у детей и подростков
Клиническая эффективность антидепрессантов у детей и подростков доказана, но их применение нередко сопряжено с побочными эффектами. Кроме того, неясен вклад плацебо-эффекта в эффективность антидепрессантов. Новый мета-анализ, выполненный швейцарскими и американскими исследователями, показал, что, хотя антидепрессанты и эффективнее плацебо, различия в эффекте очень малы и зависят от типа психического расстройства. Работа опубликована в JAMA Psychiatry. Как известно, самыми распространенными психическими расстройствами в детско-подростковом возрасте являются тревожные расстройства, депрессивные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство и ПТСР. В качестве терапии нередко используется психотерапия в сочетании с антидепрессантами нового поколения, т.е. СИОЗС и СИОЗСиН. Новый мета-анализ выполнен на материале 36 клинических испытаний с общим количеством участников 6.778 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Результаты показывают, что, несмотря на более высокую эффективность антидепрессантов по всему спектру расстройств, в сравнении с плацебо, показанные различия малы и варьируют в зависимости от типа расстройства. Результаты также указывают на значимую роль плацебо-эффекта в эффективности антидепрессантов. Исследование также показало, что пациенты, леченные антидепрессантами, предъявляли больше жалоб на побочные эффекты, чем пациенты, получавшие плацебо. Побочные эффекты включали в себя все: от легких симптомов, типа головной боли, до суицидального поведения. Авторы также отмечают большую эффективность антидепрессантов, по сравнению с плацебо, в лечении тревожных расстройств, по сравнению с депрессивными. С другой стороны, плацебо дал больший эффект у депрессивных пациентов, чем у тревожных. Источник: New study on the placebo effect and antidepressants in children and adolescents. - Internet (sceincedaily.com), 15.09.17. Оригинал см.: https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/article-abstract/2652447

- Влияние психотерапии на основе Интернета на снижение суицидальности среди ЛГБТ-подростков
Среди нидерландских подростков, относящихся к ЛГБТ-сообществу, количество суицидальных попыток намного выше, чем среди их сверстников традиционной сексуальной ориентации: в 3-5 раз выше среди лесбиянок, геев и бисексуалов, и в 10 раз выше среди трансгендеров. В силу их специфических потребностей, проблем с идентичностью и статусом сексуальных меньшинств у них хуже обстоят дела с доступом к эффективной помощи. Ученые из Гронингенского университета планируют в ближайшие годы исследовать возможности использования низкопороговой психотерапии на основе Интернета в снижении суицидальности ЛГБТ-подростков. Рук. исследования – Diana van Bergen. Как известно, негативное отношение или реакции (или их ожидание) со стороны окружающих относительно сексуальной ориентации или гендерной идентичности являются причиной постоянного стресса и сопряжены с тревогой, отрицанием себя, низкой самооценкой. Все это может вести к суицидальности и депрессии. Этим стрессовым факторам, которые также носят название стресса меньшинств, принадлежит важная роль в понятии повышенной суицидальности. Исследователи надеются, что новая интервенция поможет ЛГБТ-подросткам лучше справляться со стрессом меньшинств. В исследовании также будет уделено внимание родителям ЛГБТ-подростков. Они могут помочь своим детям в преодолении стресса меньшинств. Ожидается, что в ходе психотерапии ЛГБТ-подростки улучшат свои навыки коммуникации с родителями по поводу вопросов секса и гендерной принадлежности. С целью повышения уровня осознания проблемы среди родителей (вкл. предупреждающие признаки суицидальности) планируется открыть отдельный портал для родителей ЛГБТ-детей. Публикации Diana van Bergen  Источник: Onderzoek naar web-based therapie ter vermindering zelfmoord onder LHBT-jongeren. - Internet (ggznieuws.nl), 08.07.17.

- Почему психологи просчитались с сериалом ''13 Причин почему''
Лектор по медиа William Proctor из британского Университета Борнемута публикует материал в связи со скандальным сериалом о подростках: ''С самого начала показа в Netflix сериала ''13 Причин почему'' (англ. 13 Reasons Why), он попал в центр внимания медиа. Психологи и психиатры публично выступали против этого шоу (особенно из-за откровенного описания суицида) и заявили, что зрителям посылается неправильный месседж. По их мнению, уязвимые подростки могут в значительной мере идентифицировать себя с положительной героиней и рассматривать сериал как инструкцию к самоубийству. За всем этим скрывался страх, что пример из фильма окажется заразным, примерно, как вирусная инфекция.

Мы слышали множество необоснованных заверений в том, что связь между художественной драмой и уровнями суицидов доказана результатами научных исследований. Идея о ''заразности'' суицидов проистекает из академической статьи, написанной в 1974 году американским социологом David Phillips, который предложил термин ''эффект Вертера'' в память о главном герое романа XVIII века ''Страдания юного Вертера'' (автор - Гёте), который застрелился от неразделенной любви. В статье говорится, что после публикации книги последовала волна самоубийств по тому же сценарию. В то же время Phillips не приводит исторических свидетельств самоубийств, совершенных в XVIII веке в результате романа Гёте. Он смотрел на связь между современными сообщениями в прессе о самоубийствах и показателями суицидов. Так, Phillips посчитал количество новостей о суицидах на первой странице New York Times в период 1947-1968 и соотнес это с данными национальной статистики о суицидах месяц спустя после объявления о суициде. Читатель может задать обоснованный вопрос: как одно связано с другим? Именно так. Именно это психолог Christopher Ferguson называет ''иллюзорной корреляцией'' (illusory correlation), т.е. представление о связи между двумя переменными, даже когда этой связи нет. Методология Phillips широко критиковалась, и исследование было опровергнуто самим профессиональным сообществом.

Сериал ''13 Причин почему'' не имеет отношения к журналистике. Это художественное произведение, драма. Романы, фильмы, телевизионные драмы и пр. не содержат посланий, которые можно вложить в головы детей и молодых взрослых. Аудитория – это не пассивные реципиенты типа бедных собак Павлова. Они интерпретируют, оценивают и используют медиа самыми разнообразными способами. Заявление, что ''13 Причин почему'' может привести к суицидам - не только претензия на сенсацию, это риск поднятия моральной паники. Рассылка предупредительных писем родителям, запрет сериалов через школы, а книг через библиотеки, предупреждения об опасности просмотра сериала – все это не остановит молодых людей от просмотра этого шоу.

А мы сейчас уже знаем наверняка – на опыте бессчетных моральных кампаний подобного рода, что запрет медиа лишь подогревает интерес, и люди хотят знать, из-за чего поднят весь шум. Дело не в медиа, которое вызовет тревогу, а в значительных урезаниях бюджета системы психического здоровья, а также дискриминации и стигме, с связи с состояниями психического здоровья. Как говорит клинический психолог David Swanson, причиной суицида будет не ''13 Причин почему''. Триггерами самоубийства являются тревога, депрессия и тяжелый стресс. Источник: Why psychologists have got it wrong on 13 Reasons Why. - Internet (theconversation.com), 06.07.17. Полный текст см.: https://theconversation.com/why-psychologists-have-got-it-wrong-on-13-reasons-why-79806

- Марихуана и уязвимость к психозу
По данным нового канадского исследования, переход от эпизодического к еженедельному или ежедневному употреблению марихуаны повышает для подростка риск рекуррентных психозоподобных переживаний на 159%. Работа опубликована в Journal of Child Psychology and Psychiatry. В статье также сообщается о воздействии марихуаны на когнитивное развитие, и она показывает, что наилучшим образом связь между использованием марихуаны и психозоподобными переживаниями объясняется появлением симптомов депрессии. ''Чтобы четко понять роль этих результатов, важно сначала дать дефиницию психозоподобным переживаниям: это нарушения восприятия, идеи с необычным содержанием и чувство преследования'', - говорит первый автор Josiane Bourque. ''Хотя они могут быть нечастыми и, соответственно, не представлять проблему для подростка, когда о таких переживаниях сообщается непрерывно, год за годом, то речь идет о повышенной риске первого психотического эпизода или другого психиатрического состояния. Наши данные подтверждают, что переход в подростковом возрасте к регулярному употреблению марихуаны действительно ассоциирован с риском психотических симптомов''. Одной из целей исследования было выяснение механизмов ассоциации использования марихуаны с психозоподобными переживаниями. Авторы высказали гипотезу, что поражение когнитивного развития, вызванное злоупотреблением марихуаной, могло в свою очередь усугубить психозоподобные переживания. Но эта гипотеза нашла лишь частичное подтверждение. Среди рассмотренных когнитивных характеристик оказалась лишь одна, на которую негативно влияло увеличение потребления марихуаны – это развитие контроля торможения (inhibitory control). Контроль торможения – это способность сдерживать или подавлять автоматическое поведение в пользу поведения, более соответствующего контексту. Ученые показали, что именно эта специфическая когнитивная функция ассоциирована с риском возникновения других форм наркологических проблем. ''Наши результаты показывают, что хотя использование марихуаны показывает ассоциацию с рядом когнитивных и психических симптомов, только нарастание симптомов депрессии, напр., негативных мыслей и подавленного настроения, может объяснить связь между использованием марихуаны и нарастанием психозоподобных переживаний в подростковом возрасте'', - рассказывает Bourque. Новые данные имеют важное клиническое значение – в частности, для программ профилактики для подростков, которые сообщают о персистирующих психотоподобных переживаниях. Речь идет о целевой превенции, необходимой для того, чтобы отложить во времени и предотвратить использование марихуаны молодыми людьми с риском психоза, подчеркивает рук. исследования проф. Patricia Conrod. В исследовании были использованы данные о когорте около 4.000 подростков в возрасте 13 лет. Их отслеживали с 7 по 11 класс. Источник: Marijuana and vulnerability to psychosis. - Internet (medicalxpress.com), 05.07.17. Оригинал см.: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp.12765/abstract

- По данным исследования, психиатрические расстройства в детстве повышают риск аддикции во взрослом возрасте
Здоровье и благополучие ребенка могут быть индикаторами потенциальных проблем со здоровьем во взрослом возрасте. Мета-анализ, опубликованный в Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, указывает на то, что психиатрическое расстройство в детском возрасте повышает риск развития в будущем аддикции. На основе большого массива данных предыдущих исследований ученые из Нидерландов выявили корреляцию между разнообразными психиатрическими расстройствами у детей и последующим риском развития аддикций. Так, повышенный риск развития аддикций оказался у лиц, которым в детстве поставили диагноз СДВГ, оппозиционно-вызывающего расстройства / диссоциального поведенческого расстройства (oppositional defiant disorder / conduct disorder) и депрессии. Любопытно, что результаты в связи с тревогой были не столь очевидны – возможно, что подобный риск может быть связан с со специфическим типом тревожного расстройства, по пока это никто не исследовал. ''Мы знаем, что СДВГ в детстве повышает риск наркологических расстройств в будущем, но по настоящее время не было систематической оценки в связи с другими психиатрическими расстройствами детского возраста'', - рассказывает Annabeth P. Groenman (Гронингенский университет). ''Наши данные показывают, что не только СДВГ, но и другие расстройства детского возраста повышают риск возникновения аддикций. Это указывает на значение раннего выявления проблем психического здоровья в более широкой группе''. В ходе исследования были проанализированы данные 37 научных исследований (с общим количеством участников 762.167 человек; из них: 22.029 с СДВГ, 434 – с расстройствами дезорганизованного поведения, 1.433 – с тревожным расстройством и 2.451 – с депрессией). Поведенческие расстройства у детей часто сочетались с СДВГ (около 30% случаев). Эта коморбидность нередко считается основной причиной аддикции у лиц с СДВГ, но результаты данного исследования дают основание считать такое объяснение неполным. Проф. Jaap Oosterlaan (Свободный университет Амстердама): ''Теперь, когда мы четко установили у детей с психиатрическими расстройствами повышенный риск последующего развития наркологических расстройств, следующим шагом будет донесение информации об этих рисках до родителей, клиницистов и правительства, чтобы объединить усилия в совместной работе по снижению рисков аддикций и их инвалидизирующих последствий''. 

- Психиатрия переходного возраста в Нидерландах: опыт и мнения специалистов из системы психического здоровья
В июньском номере Tijdschrift voor psychiatrie опубликовано оригинальное исследование о т.н. психиатрии переходного возраста (transitional psychiatry) – психопатологии в период между поздним подростковым и взрослым возрастом (текст на нидерл., резюме на англ.). Авторы работы: Suzanne Gerritsen et al. (Роттердамский университет). История вопроса: Психопатология манифестирует главным образом в позднем подростковом возрасте и продолжается во взрослом возрасте. В этой фазе жизни требуется непрерывность помощи. При существующей организации помощи в ней различаются детско-подростковая и взрослая службы. Такое разделение служб может мешать обеспечению непрерывности помощи. Цель исследования: закартировать профессиональный опыт и мнения специалистов в отношении переходного периода и проблем, которые в связи с ним могут испытывать молодые люди при переходе из детско-подростковой системы помощи во взрослую систему. Метод: авторы распространили онлайн-опросник по специалистам, оказывающим помощь молодым людям (15-25 лет) с психиатрическими проблемами. Результаты: опросник заполнили 518 специалистов. Решения, связанные с переходным периодом, в основном базировались на усмотрении самого специалиста. Подготовка заключалась с обсуждении изменений с самим подростком и его родителями. Большинство проблем в связи с переходным возрастом испытывали работники детско-подростковых служб, особенно когда требовалось сотрудничество со взрослыми службами. Респонденты высказали мнение, что определяющим фактором в процессе принятия решений должен быть ''возраст развития'' (developmental age), и также указали на необходимость служб для этой фазы развития, которые бы закрыли зазор между детско-подростковыми и взрослыми психиатрическими службами. Вывод: Специалисты детско-подростковых и взрослых психиатрических служб испытывают проблемы в подготовке фазы перехода и в организации необходимого структурного сотрудничества между существующими отдельными службами. Проблемы касаются главным образом координации, коммуникации, правил и действующего порядка. Специалисты нацелены на улучшение ситуации и большую гибкость системы. С их точки зрения, должен быть более широкий спектр специализированных служб для молодых людей – это позволило бы им получить больше пользы от психиатрии переходного возраста. Источник: Transitiepsychiatrie in Nederland: ervaringen en opvattingen van ggz-professionals. - Internet (tijdschriftvoorpsychiatrie.nl), 15.06.17. Оригинал см.: http://www.tijdschriftvoorpsychiatrie.nl/assets/articles/59-2017-6-artikel-gerritsen.pdf

- Проблема психологического разнообразия
Отсутствие разнообразия в психологических исследованиях является серьезной проблемой и требует поиска решения. Таков вывод исследования, выполненного международной группой ученых под рук. Mark Nielsen (Университет Квинсленда, Австралия). Ученые показали огромный перекос в исследуемых выборках в области возрастной (детской) психологии в сторону западных культур. ''В последнее десятилетие усиливается призыв отойти в психологических исследованиях от западноцентричного подхода, т.е. от использования участников из западной, образованной, индустриальной, богатой и демократичной среды'', - говорит Nielsen. Для исследования ученые взяли журналы Child Development, Developmental Psychology и Developmental Science, и посмотрели, из каких географических регионов были участники исследований, где проводился сбор данных, а также принадлежность исследователей. ''То, что мы обнаружили, вызывает тревогу – 90% опубликованных работ полагались на данные исключительно из западных культур. В странах Центральной и Южной Америки, Африки, Азии, на Ближнем Востоке и в Израиле проживает порядка 85% населения мира, а дают они лишь 3% участников исследований. Это реальная проблема, потому что довольно часто делают выводы типа ''исследование показывает, что дети в возрасте…'', не поясняя при этом, что их результаты не могут быть применены ко всем детям, и, по сути, относятся к меньшинству детей, живущих на Земле. Осуществлять сбор данных исключительно среди детей с привилегированным западным образом жизни и предполагать, что они представляют психологию развития детей в целом (растущих в любой среде), будет сродни биологу, изучающему домашнюю кошку и предполагающему, что это дает ему знание о диких львах – что-то такие данные покажут, но очень многого будет не хватать… Важно сделать так, чтобы данные воспроизводились на участниках из других культур – тогда можно говорить о генерализации результатов'', - говорит Nielsen. Результаты исследования опубликованы в Journal of Experimental Child Psychology. Источник: Psychology’s diversity problem. - Internet (medicalxpress.com), 13.06.17. Полный текст оригинала см.: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022096517300346

- Установлены факторы риска госпитализации для детей с аутизмом
Дети или подростки с расстройствами аутистического спектра (РАС) нередко попадают в больницу, когда поведенческие эпизоды превышают уровни поддержки, получаемой от лиц, обеспечивающих уход, но ресурсы больниц подчас тоже ограничены – говорит клинический психолог и исследователь Giulia Righi (Университет Браун, США). С учетом этого ограничения Righi провела исследование с целью выявления факторов особо высокого риска психиатрической госпитализации для детей и подростков с аутизмом. Работа опубликована в Journal of Autism and Developmental Disorders. В ходе исследования ученые изучили данные 218 пациентов в возрасте 4-20 лет, подвергавшихся госпитализации, и сравнили их с данными 255 сопоставимых по возрасту и полу лиц с РАС, не подвергавшихся госпитализации. С помощью статистического анализа были выделены факторы риска, независимо и значимо связанные с риском госпитализации. Самым сильным предиктором оказалось присутствие расстройства настроения – оно повышало вероятность госпитализации в 7 раз. Вторым по значимости риском оказались проблемы со сном – они повышали шансы на попадание в больницу в 2 раза. Высокий показатель по стандартизованной шкале тяжести симптомов аутизма тоже немного, хотя пока значимо, повышал вероятность госпитализации. А вот высокий показатель по стандартизованной шкале ''адаптивного функционирования'', или базовых навыков жизни и совладания, слегка, но значимо снижали вероятность госпитализации. И, наконец, для детей и подростков из семей с обоими родителями вероятность потребности в госпитализации составляла 0,4 – в сравнении с пациентами, живущими с одним родителем. Последнее, по мнению Righi, обусловлено не столько структурой семьи, сколько наличием ресурса для решения проблем ухода за ребенком с высокими потребностями. ''Наши данные подчеркивают целесообразность тщательного отслеживания и лечения состояний, связанных с настроением и сном, с целью снижения вероятности потребности в психиатрической госпитализации'', - пишут авторы. Источник: Hospitalization risk factors for kids with autism identified. - Internet (sciencedaily.com), 02.06.17. Оригинал см.: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10803-017-3154-9

- Выдержка подростков снижается по мере повышения уровня тестостерона
В серии исследований, выполненных в Институте развития человека Макса Планка, ученые изучили рискованное и импульсивное поведение подростков при принятии решений. Исследование, опубликованное в журнале Psychoneuroendocrinology, является первой попыткой изучения влияния тестостерона на принятие решений подростками. Давно известно, что терпение – не самая сильная сторона у подростков: они часто хотят немедленного результата, даже если выиграют больше, если подождут. Ученые относят это нетерпение на счет резкого повышения уровня тестостерона в пубертате. В последнем исследовании они изучали роль гормонов в импульсивных решениях подростков. Уровни тестостерона у 72 подростков определялись по пробам из утренней слюны. Потом участники выполняли задание по принятию решений, которое проверяло их импульсивность. Результаты показывают, что большинство подростков склонялись в пользу немедленного выигрыша: в среднем, 2/3 участников предпочли меньшую сумму денег, но быстрее. По мнению ученых, эта чувствительность к немедленному вознаграждению связана с воздействием тестостерона на определенные связанные с вознаграждением отделы мозга, напр., полосатое тело (стриатум). Хронологический возраст не дает объяснение этой чувствительности. Только с взрослением время получения вознаграждения становится не столь значимым. ''Наше исследование показывает, что пубертат – измеряемый в параметрах физического и гормонального созревания – должен учитываться в исследованиях по возрастной психологии'', - говорит ведущий автор Corinna Laube. Новое исследование является еще одним шагом на пути понимания импульсивных решений подростков. Оно дополняет результаты предыдущего исследования, которое связало подростковую импульсивность с нарушением равновесия в субкортикальной аффективной сети, кортикальной сети когнитивного контроля и связях между этими двумя системами в процессе полового созревания. Аффективная сеть (особенно стриатум), связанная с ожиданием награды и ее оценкой, созревает раньше, чем сеть контроля и связи между двумя сетями. С возрастом связи с сетью контроля укрепляются, и молодые люди становятся более терпеливыми, и ждут награды в будущем. Сейчас ведется катамнестическое исследование с целью изучения функции тестостерона в упомянутых сетях мозга. ''Импульсивность – это часть физиологического процесса здорового роста и развития. Через импульсивность подростки обретают новые навыки, необходимые в будущей самостоятельной жизни. Но импульсивное поведение способно и причинить вред. Наши данные показывают, что имеет смысл вознаграждать хорошее поведение подростков сразу, а не обещать награду в будущем'', - говорит соавтор Wouter van den Bos. Источник: Adolescent impatience increases as testosterone level rise. - Internet (medicalxpress.com), 16.05.17. Оригинал см.: http://www.psyneuen-journal.com/article/S0306-4530(17)30235-4/fulltext

- Прямые и косвенные злоупотребления сопряжены с несуицидальными самоповреждениями у подростков
У подростков, подвергшихся физическим или сексуальным злоупотреблениям, вероятность несуицидальных самоповреждений выше, чем у подростков, не имеющих такого опыта. Об этом свидетельствуют данные канадских ученых, опубликованные онлайн в журнале Child Abuse & Neglect. ''Мы обнаружили, что в провинции Онтарио каждый третий подросток с проблемами психического здоровья обнаруживает несуицидальные самоповреждения. Интересно, что прогностическими факторами несуицидальных самоповреждений были только негативные воздействия, направленные на самого ребенка (физические и сексуальные злоупотребления), а не другие отрицательные факторы, напр. психическое нездоровье родителя или домашнее насилие в семье'', - отмечает ведущий автор Philip Baiden. После учета прочих факторов, наибольшую склонность к несуицидальным самоповреждениям показали девочки-подростки с симптомами депрессии, диагнозом СДВГ и расстройствами настроения. Вместе с тем, подростки, у которых было к кому обратиться за эмоциональной поддержкой в ситуации кризиса, показали меньшую склонность к несуицидальным самоповреждениям. В ходе исследования ученые проанализировали данные репрезентативной выборки из 2.038 детей и подростков в возрасте 8-18 лет, направленных в амбулаторные и стационарные службы психического здоровья в провинции Онтарио. Авторы обращают особое внимание на депрессию, которая осложняет совладание с трудными ситуациями, сильно влияет на способность регулировать эмоции и заставляет фокусироваться исключительно на негативных аспектах жизни. ''Среди детей, подвергшихся сексуальным злоупотреблениям, депрессия может проявляться в виде эмоциональной боли, которая находит выход в несуицидальных самоповреждениях'', - говорит соавтор Shannon Stewart. Источник: Direct and not direct childhood abuse linked to non-suicidal self-injury in adolescents. - Internet (sciencedaily.com), 04.05.17. Оригинал см.: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0145213417301515

- При проявлении внимания в классе мозг учащихся работает синхронно
Если люди в группе взаимосвязаны между собой и связаны с окружающим миром, то их мозговая активность показывает поразительно похожие паттерны. Таков вывод исследователей, которые использовали портативную ЭЭГ для одновременной записи мозговой активности у целого класса учащихся старшей школы на протяжении целого семестра в ходе регулярных школьных занятий. Результаты, опубликованные в Current Biology, указывают на перспективность изучения группового нейровзаимодействия в условиях реального окружения. ''Мы обнаружили, что мозговая активность учащихся была более синхронизирована, когда они были в большей степени погружены в занятия в классе'', - говорит Suzanne Dikker (Университеты Нью-Йорка и Утрехта). Синхронизация работы мозга разных учащихся также отражала, насколько учащиеся любят своего учителя, а также друг друга. На синхронизацию мозга также влияли очное социальное взаимодействие и личность учащихся. Мы думаем, что все эти эффекты могут объясняться механизмами общего внимания (shared attention) во время динамического группового взаимодействия. Исследователи связывают такой уровень синхронизации мозговой активности с хорошо известным феноменом ''нейронной настройки'' (neural entrainment). ''Ваша мозговая активность накладывается на звуковые волны или световые паттерны из внешнего мира, и чем больше внимания вы уделяете этим временным паттернам, тем больше ваш мозг на них ''замыкается''. Так что если вы и находящийся рядом с вами человек вовлечены во что-то общее, то ваша мозговая активность будет в большей степени похожа, потому что она замыкается на одну и ту же информацию'', - поясняет Dikker. Скорее всего, синхронизация мозговой активности поддерживает синхронизированное поведение во время взаимодействия людей. Напр., нужна синхронизация, чтобы обеспечить хорошую беседу 2-3 человек, вместе прогуляться по улице, потанцевать или вместе донести тяжелый предмет обстановки. Результаты указывают на роль социальной динамики даже в ситуации слушания одной и той же лекции или просмотра одного и того же фильма. Сейчас исследователи планируют крупномасштабные проекты, в которых в аудитории будет одновременно записываться мозговая активность и прочая биометрика у 45 человек. Они надеются получить ответы на следующие вопросы: Каковы ''оптимальные'' условия для получения аудиторией максимального переживания от выступления или фильма? Какова идеальная величина группы? Усиливает ли переживание совместное взаимодействие непосредственно перед выступлением? Как аудитория влияет на выступающего, и наоборот? Источник: When students pay attention in class, their brains are in sync. - Internet (sciencedaily.com), 27.04.17. Оригинал: ,a href="http://www.cell.com/current-biology/pdf/S0960-9822(17)30411-6.pdf">http://www.cell.com/current-biology/pdf/S0960-9822(17)30411-6.pdf

- Уязвимость к психозам: как ее обнаружить
Новое исследование канадских ученых выявило маркер мозга, указывающий на раннюю уязвимость к психозам. Исследование показало, что преувеличенный эмоциональный ответ мозга на не несущие угрозы и неэмоциональные ''ключи'' предсказывают появление первых признаков психотических симптомов в старшем подростковом возрасте. Результаты исследования опубликованы в American Journal of Psychiatry. Полученные результаты вписываются в гипотезы о развитии психозов. ''Бред и идеи преследования при психозах – это способ придания смысла тенденции человека приписывать значимость нейтральным и незначимым средовым стимулам,'' – поясняет ведущий автор исследования Josiane Bourque. В ходе исследования ученые отследили более тысячи европейских тинейджеров в возрасте 14-16 лет, участвующих в известном проекте IMAGE (Imaging Genetics for Mental Disorders). Они измерили активность мозга подростков во время выполнения различных когнитивных заданий с целью оценки чувствительности к вознаграждению, способности себя контролировать и проработки эмоционального и неэмоционального контента. Кроме того, подростки заполняли опросники о разнообразных психиатрических симптомах. Вначале была отобрана группа подростков в возрасте 14 лет, которые сообщили о единичных психозоподобных переживаниях и показали, что они реагируют на неэмоциональные стимулы, как будто те имели сильную эмоциональную значимость. Затем, воспользовавшись методом машинного обучения, исследователи проверили, предсказывают ли эти функциональные характеристики мозга появление будущих психотических симптомов в большей группе подростков 16 лет. Результаты: в возрасте 16 лет 6% подростков сообщили, что у них были слуховые или зрительные галлюцинации и бредовые идеи, и эти переживания были достоверно предсказаны психозоподобными тенденциями и реактивностью мозга на нейтральный стимул в возрасте 14 лет, и использованием конопли в возрасте моложе 16 лет. ''Так как начало психозов обычно приходится на начало взрослого возраста, раннее выявление уязвимости к психозу дает клиницистам большое временное окно для вмешательства в рискованное поведение и ключевые этиологические процессы,'' – говорит соавтор Patricia Conrod. ''Наша группа надеется, что это исследование поможет направлять дизайн новых стратегий интервенции для подростков из групп риска до того, как эти симптомы обретут клиническую релевантность''. Источник: Vulnerability to psychosis: How to detect it. - Internet (medicalxpress.com), 29.03.17. Оригинал см.: http://ajp.psychiatryonline.org/doi/10.1176/appi.ajp.2017.16080897

- Жестокое обращение ускоряет наступление пубертата у детей
Уже давно известно, что неподобающее и жестокое обращение с детьми может влиять на их психологическое развитие. Теперь исследование, выполненное в Университете шт. Пенсильвания, показывает, что стресс жестокого обращения / злоупотреблений может влиять на физическое развитие и созревание подростка. Ученые обнаружили, что девочки, пострадавшие в детстве от сексуальных злоупотреблений, склонны к более раннему физическому созреванию и наступлению пубертата – у них это происходит на 8-12 месяцев раньше, чем у сверстников без подобного опыта переживаний. Работа опубликована в Journal of Adolescent Health. ''Хотя разница в год может показаться пустяковой на фоне общей продолжительности жизни, это ускоренное созревание сопряжено с вызывающими беспокойство последствиями, вкл. поведенческие проблемы, проблемы психического здоровья и онкологию репродуктивных органов'', - говорит автор Jennie Noll. Кроме того, ранний пубертат также является фактором, способствующим развитию депрессии, злоупотреблению психоактивными веществами, рискованному сексуальному поведения, подростковым беременностям. Авторы подчеркивают, что организм настроен на одновременность физических и психологических перемен во времени, чтобы изменения в организме сопровождались адекватным психологическим ростом, который бы позволил справиться с новыми вызовами. ''Ситуации сильного стресса, как, напр. опыт сексуальных злоупотреблений в детском возрасте, может привести к увеличению уровней гормонов стресса, который сдвигают начало пубертата с его обычной биологической временной траектории'', объясняет Noll. ''Когда физическое созревание опережает психосоциальное развитие, то эта рассинхронизация во времени обозначается как дезадаптация. Предыдущие исследования уже дали некоторые данные о связи сексуальных злоупотреблений с дезадаптацией и ускоренным половым созреванием, но лонгитудинальное исследование Noll, начавшееся в 1987 году и отследившее 84 девочек с опытом сексуальных злоупотреблений и 89 девочек контрольной группы на всех фазах пубертата, дало наиболее убедительные на сегодняшний день данные. Об исследовании см.: http://www.cbsnews.com/news/sexual-abuse-accelerates-puberty-girls/ Полный текст оригинала см.: http://www.jahonline.org/article/S1054-139X(16)30352-4/fulltext

Источник: Abuse accelerates puberty in children. - Internet (sciencedaily.com), 28.03.17

- Подростки с ПТСР и поведенческим расстройством испытывают трудности с распознанием выражений лица
Подростки с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) склонны ошибочно принимать печальные или сердитые лица за испуганные, а подростки в поведенческим расстройством (conduct disorder) склонны принимать печальные лица за сердитые. Об этом свидетельствуют результаты американского исследования, опубликованные в журнале Child and Adolescent Mental Health. ''Наши данные указывают на то, что стресс и психологическая травма могут производить острое эмоциональное воздействие, которое просто переводится в ошибочную идентификацию важных аффективных ключей,'' – говорит рук. исследования Shabnam Javdani. Исследование указывает на то, что у подростков психологическая травма повышает риск развития как ПТСР, так и поведенческого расстройства – группы поведенческих и эмоциональных проблем, характеризующихся бессердечием или агрессией в отношении других. Эти расстройства, которые нередко выступают в сочетании, очень сильно влияют на благополучие и здоровое развитие подростков. При отсутствии должной терапии они повышают риск причинения телесного вреда другим и себе, употребления психоактивных веществ и проблем психического здоровья во взрослом возрасте.

Распознание выражения лица критически значимо для социального функционирования и передачи эмоций. Предшествующие исследования обнаружили у молодых людей с симптомами ПТСР и поведенческого расстройства дефицит эмоциональной проработки, сопряженный с агрессивным поведением и нарушенным социальным функционированием. Эти межперсональные проблемы могут быть обусловлены неправильной интерпретацией социальных ключей, передаваемых с помощью выражения лица. Исследование выполнено на 331 подростках в возрасте 13-19 лет – учащихся терапевтических дневных школ Чикаго. Источник: Teens with PTSD, conduct disorder have difficulty recognizing facial expressions. – Internet (sciencedaily.com), 21.02.17. Оригинал: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/camh.12198/abstract

- Родительская практика значительно влияет на развитие детей с синдромом ломкой Х-хромосомы
Ученые из Университета шт. Канзас обнаружили, что определенные формы родительской практики заметно способствуют развитию коммуникации и навыков языка/речи у детей с синдромом ломкой Х-хромосомы, а также связаны с ростом социализации и развитием навыков повседневной жизни. Эти практики даже смягчали снижение, которое нередко отмечается у таких детей в среднем детском возрасте. Синдром ломкой Х-хромосомы является ведущей генетической причиной аутизма и др. интеллектуальной недостаточности. Речь идет о повышенной реакции матери, в частности, ее комментариев по поводу поведения ребенка или фокуса внимания, требований вербального ответа, вербального ''декодирования'' ответа: повторения сказанного с начала и/ или расширения сказанного ребенком, в течение многих лет. Материалом для этого лонгитудинального исследования послужили 55 детей (в возрасте от 2 до 10 лет) и их матери, которых продолжают отслеживать и сейчас – на вступлении детей в подростковый возраст. Ранее исследователи отметили у 56% детей, занятых в исследовании снижение адаптивного поведения где-то к возрасту 10 лет, причем начало снижения приходилось в среднем на возраст 7 лет. Новые данные показывают, что подобного снижения не было, или оно было заметно меньше у детей с ''высоко реактивными'' матерями. Результаты исследования опубликованы в Journal of Autism and Developmental Disorders и в American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. Оригиналы см.: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10803-016-2999-7 ; ,a href="http://www.aaiddjournals.org/doi/10.1352/1944-7558-120.5.412?code=aamr-site">http://www.aaiddjournals.org/doi/10.1352/1944-7558-120.5.412?code=aamr-site Источник: Parenting significantly impacts development of children with Fragile X syndrome. - Internet (sciencedaily.com), 14.02.17

- Депрессия матери в первые годы жизни ребенка влияет на нейронную основу эмпатии ребенка
Воздействие ранней и хронической депрессии матери заметно повышает уязвимость ребенка к психопатологии и социально-эмоциональным проблемам, в том числе к социальной отстраненности, ослабленной эмоциональной регуляции и сниженной эмпатии к другим. Работа опубликована в Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry по итогам наблюдения детей матерей с депрессией с рождения до предподросткового возраста (11 лет) и проверки влияния материнской депрессии на эмпатический ответ в мозге детей на дистресс других лиц. Предшествующие исследования показали влияние депрессии матери на ограниченный ответ детей на боль другого человека. Новое исследование израильских ученых было лонгитудинальным, и выполнено на выборке 27 детей матерей с депрессией и 45 детей контрольной группы. ''Нас поразило, как материнская депрессия оказалась связана с измененной проработкой боли в мозге 11-летних детей. У детей матерей с депрессией нейронная реакция на боль в отделе, связанном с социально-когнитивной обработкой, прекращается раньше, чем в контрольной группе. Так что складывается впечатление, что снижена ментализационная проработка чужой боли, возможно, вследствие трудностей регуляции сильного возбуждения, связанного с наблюдением дистресса у других людей,'' – говорит ведущий автор проф. Ruth Feldman. Исследователи также выяснили, что ключевая роль в этом эффекте принадлежит паттернам взаимоотношений между матерью и ребенком: когда мать и ребенок были более синхронны, т.е. лучше ''настроены'' друг на друга, а матери были менее интрузивны, то дети показывали более высокие уровни ментализационной проработки в соответствующем ключевом отделе мозга.

Контент распространяется под лицензией CC-BY-NC-ND (CC Attribution–NonCommercial–No Derivatives 4.0 International) «С указанием авторства–Некоммерческая–Без производных версий 4.0 Международная».

Политика конфиденциальности