Современная терапия
психических расстройств.

Сайт врачей психиатров

                                                                                                                                   

 

Новости

Новости

 

- Психическое здоровье детей как ключ к их перспективам трудовой занятости в будущем
Согласно данным исследования, выполненного в Стерлингском университете (Шотландия), у людей, испытывавших в детстве эмоциональные проблемы, в молодом взрослом возрасте повышен риск безработицы. А во времена рецессии этот риск еще больше повышался, в сравнении с остальной популяцией. В ходе исследования ученые исследовали данные из рецессии 1980 года и обнаружили негативный эффект проблем психического здоровья детского возраста – для них трудности трудоустройства в этот период возрастали на 50%. Авторы предполагают, что аналогичная картина была и в рецессии 2008 года. Они подчеркивают важность расширения детских служб психического здоровья, чтобы обратиться к этой важной проблеме. Ведущий исследователь Mark Egan говорит: ''Наше исследование указывает на детские службы психического здоровья как ключевой фактор в связи с трудовой занятостью молодых людей. Сейчас мы знаем, что эмоциональные проблемы детского возраста значительно влияют на продуктивность и перспективы трудовой занятости во взрослом возрасте. Экономическая польза от расширения детских служб психического здоровья и их вовлечения в решение этих проблем может быть велика. В ходе работы ученые использовали данные 2-х больших исследований, охвативших почти 20.000 британских детей - Лонгитудального исследования английской молодежи и Национального исследования развития детей. Детей разделили на три категории: ''сильный дистрессом'' в первом исследовании считалось сообщение о частом чувстве собственной никчемности или депрессии в возрасте 14 лет, а во втором – высокий выставленный учителем балл дистресса в возрасте 7 и 11 лет. В рамках обоих исследований детей отслеживали до раннего взрослого возраста и оценивали их первый успех на рынке труда. По материалам обоих исследований, у детей с высокими уровнями дистресса вероятность оказаться в молодом возрасте безработным была повышена на 40%, по сравнению с теми, кто не испытывал значительного дистресса в детском возрасте. Источник: Children’s mental health key to future employment prospects. - Internet (medicalxpress.com), 27.11.14.

- Девочки в условиях стресса оказываются биологически старше
Исследование, выполненное Ian Gotlib из Стэнфордского университета и его коллегами из двух других американских университетов, показывает, что у девочек из семей, в которых были случаи заболевания депрессией, оказываются укорочены теломеры – это по сравнению с девочками, лишенными этого фактора риска. Известно, что стресс влияет как на тело, так и на психику человека, и многие исследования указывают на связь между стрессом, депрессией и соматическими болезнями. Вместе с тем, было неясно, что первично, а что вторично: стресс, депрессия или изменения в организме. Для исследования этого вопроса Gotlib с коллегами изучили здоровых девочек с высоким риском развития депрессии вследствие присутствия случаев депрессии в семье. Эти девочки были сильно стрессированы и реагировали на стресс выбросом намного повышенных количеств гормона кортизола. У этих девочек также были укорочены теломеры – что соответствовало 6 годам жизни у взрослых. Теломеры – это концевые участки хромосом. Каждый раз, когда клетка делится, теломеры становятся чуть короче. Длина теломер – это нечто вроде биологических часов, отсчитывающих возраст человека. Теломеры также укорачиваются при воздействии стресса. У взрослых ученые обнаружили связь между укороченными теломерами и преждевременной смертью, большей частотой инфекций и хроническими болезнями. Gotlib был удивлен укорочением теломер у исследованных девочек: ''Я не думал, что у этих девочек будут укорочены теломеры, в сравнении с их сверстницами из группы малого риска – они слишком юны''. И, все-таки, что за чем следует? Эти в остальном здоровые девочки показывали признаки стресса и преждевременного биологического взросления еще до того, как они созрели до развития депрессии. Материалом для исследования послужили здоровые девочки 10-14 лет с семейной историей депрессии и контрольная группа здоровых девочек без этого риска. Ученые замеряли ответ девочек на стресс-тест (вычитание по 7 из 100) и интервьюировали их о стрессовых ситуациях. До- и после теста замерялся их уровень кортизола. Помимо этого, проводился анализ их ДНК с целью проверки длины теломер. ''Ранее никто не исследовал длину теломер у детей с риском развития депрессии,'' – говорит Gotlib. У здоровых, но с высоким риском развития депрессии девочек 12 лет оказались достоверно укорочены теломеры – признак преждевременного старения. ''Это эквивалентно щести годам биологического старения у взрослых, но из этого вовсе не следует, что в результате они оказываются на уровне 18 лет, потому что никто этих замеров у детей не делал''. Что делать в таких случаях обеспокоенному родителю? Gotlib отмечает, что научные исследования говорят о пользе физических упражнений – они замедляют укорочение теломер, и, кроме этого, он рекомендует для девочек из группы высокого риска техники снижения стресса. В частности, это техники нейрофидбэка, тренинг перенаправления внимания на позитивное (attention bias training), техники на основе медитации (mindfulness). Ученые продолжают отслеживать девочек из исследования. Gotlib: ''Похоже, что длина теломер прогнозирует развитие или неразвитие депрессии''. Работа опубликована в журнале Molecular Psychiatry. Источник: Girls under stress age more rapidly. - Internet (medicalxpress.com), 29.10.14.

- Направленный тренинг делает человека значительно более сообразительным
О развитии интеллектуальных способностей рассуждает нидерландский эксперт в области образования Hans van Dijck. ''Когда-то мы считали, что IQ для человека - величина постоянная, и что в первую очередь талант определяет уровень его достижений в будущем. Теперь мы знаем, что направленный тренинг сильно повышает уровень интеллектуальных, физических или художественных достижений человека, (как и его IQ). Тренировка формирует мозг. Низкий уровень ожиданий ведет к снижению притязаний, тогда как высокий уровень ожиданий стимулирует к напряжению сил, и, соответственно, к появлению достижений. Учитель может оказаться определяющей фигурой для последующей карьеры ученика. Исследование психолога Стэнфордского университета Carol Dweck показало, что многие учителя считают, что уровень достижений учащихся определяется, прежде всего, их врожденными интеллектуальными способностями. Это представление в более или менее осознаваемой степени отражается в речи учителя и влияет на отношение детей к учебе. Если учитель считает, что способности его учеников недостаточны, то он передаст свой месседж через снижение степени напряженности обучения. Ученик быстро подхватывает мысль: я этого не могу, у меня к этому нет никаких способностей, а потому и незачем напрягаться. Из исследований мозга мы знаем, что IQ может повышаться в ходе развития. Мозг работает как своего рода мышца, и направленный тренинг делает его сильнее. Dweck показала, что учителя, убежденные в этом, транслируют свою убежденность ученикам, и эти учащиеся намного больше мотивированы к напряжению в учебе, чем дети, учителя которых считают, что все зависит от изначального таланта. Различия в уровне достижений детей вследствие этих убеждений учителя доходят до 40%. Ученики должны знать, что направленные упражнения ведут к достижениям, и что разочарования на этом пути – это нормально, это часть движения. Многие дети все еще получают из своего окружения скрытое послание об ограниченности их возможностей или о том, что расстройство обучения мешает им учиться. Многим детям с высоким IQ не меньше мешают высокие оценки из их окружения. Получая комплименты за сообразительность, они начинают избегать ситуаций, в которых они могут ''провалиться''. Они избегаю вызовов, играют на безопасном поле и не получают опыта разочарований. Трудолюбивые дети с меньшим талантом всегда обходят талантливых детей, которые боятся потерпеть неудачу. Наше министерство образования стимулирует отличный уровень. Многие учащиеся-отличники рискуют застрять на своем пути, если будут продолжать думать, что интеллект – это врожденный дар. Учителя и родители, которые бессознательно транслируют эту точку зрения, больше вредят таким детям-отличникам''. Источник: Gerichte training maakt mensen veel slimmer. - De Volkskrant, 24.10.14, p. 26.

- Музыкальная терапия облегчает депрессию у детей и подростков
Ученые из Университета Ее Величества в Белфасте обнаружили, что музыкальная терапия уровень депрессии у детей и подростков с поведенческими и эмоциональными проблемами. В крупнейшем на сегодняшний день исследовании подобного рода исследователи выяснили, что у детей, получавших музыкальную терапию, достоверно выросла самооценка, и понизился уровень депрессии – по сравнению с теми, кто получал лечение без музыкальной терапии. Помимо этого, у детей, получавших музыкальную терапию, в сравнении с контролем, также отмечено улучшение навыков коммуникации и взаимодействия. Материалом исследования в 2011-2014 гг. стали 251 детей и подростков. Их поделили на две группы: 128 получали обычный выбор терапии, а 123, помимо обычной терапии, получали музыкальную терапию. Всех детей лечили по поводу эмоциональных, поведенческих проблем, и проблем развития. Предварительные результаты указывают на долгосрочную пользу от лечения, включающего музыкальную терапию. Рук. исследования проф. Sam Porter говорит: ''Данное исследование высоко значимо с точки зрения поиска эффективной терапии для детей и молодых людей с поведенческими проблемами и потребностями в области психического здоровья''. Соавтор Velerie Holmes добавляет: ''Это крупнейшее на сегодняшний день исследование, посвященное способности музыкальной терапии помочь этой очень уязвимой группе, и полученные данные расширяют наше знание и меняют жизни пациентов''. Директор Фонда музыкальной терапии Северной Ирландии Ciara Reilly: ''Музыкальная терапия часто использовалась в работе с детьми и молодежью со специфическими потребностями в области психического здоровья, но теперь ее эффективность впервые продемонстрирована в формате рандомизированного контролируемого исследования, выполненного в условиях клиники. Результаты исследования представлены на конференции Университета в Белфасте. Источник: Music therapy reduces depression in children and adolescents. - Internet (medicalxpress.com), 23.10.14.

- Исследуется способ лечения детей с СДВГ через самонастройку мозга
Только в США на лечение более 6 млн. детей с диагнозом СДВГ ежегодно тратится более 100 млрд. долларов. Международная группа исследователей, возглавляемая учеными Университета шт. Огайо, получила финансирование на исследование эффективности тренинга специфических частот волновой активности мозга в части облегчения симптомов СДВГ и снижения потребности в продолжении медикаментозной терапии таких детей. ''Это первое крупное исследование по проверке пользы от метода нейрофидбэка (НФ), и участники этого исследования будут отслеживаться до 2-х лет с целью выяснения стойкости эффекта терапии с использованием НФ,'' – говорит основной исследователь детский психиатр L. Eugene Arnold. Предшествующие исследования показали значительные улучшения при использовании НФ. Вместе с тем, отсутствие контрольной группы плацебо и ограниченный период последующего отслеживания пациентов затрудняют вынесение каких-то заключений об эффективности непосредственно НФ и продолжительности эффекта этой терапии во времени. В рамках исследования ученые набирают 140 детей с СДВГ в возрасте 7-10 лет (70 в Университете Огайо и 70 – в Университет Северной Каролины). Исследование будет плацебо-контролируемым, двойным слепым рандомизированным испытанием. Вначале на протяжении трех месяцев все участники будут получать НФ с частотой три раза в неделю. Прогресс и планы лечения будут оцениваться на протяжении двух лет участия в исследовании каждого ребенка. У большинства детей с СДВГ в картине волновой активности мозга отмечается избыточная низкочастотная активность. В ходе данного исследованиям на голове каждого участника будут закреплены электроды, и замеры электрической активности будут проводиться в момент, когда участник фокусируется на экране компьютера и учится контролировать движения определенных объектов, напр., космических кораблей, через контроль скорости волн в мозге. НФ зарегистрирует эту естественную электрическую активность, расшифрует мощность различных частот, а потом транслирует обратную связь на экран компьютера через разнообразные образы. ''По одному сценарию, вы видите космический корабль, и вы хотите, чтобы он двигался быстрее, а он отвечает лишь на определенный уровень концентрации. Если ребенок теряет сосредоточенность, то скорость космического корабля уменьшается,'' – объясняет Arnold. - ''На самом деле, дети в состоянии контролировать свою волновую активность, и если они практикуются оставаться в этой зоне, то у них получается все лучше и лучше. При частой практике это превращается в привычку''. Ученые надеются что НФ уберет симптомы СДВГ путем перенастройки волновой активности мозга и усиления мощности более быстрых бета-волн, которые контролируют уровень внимания, степень готовности и концентрацию. Кроме того, должна быть понижена мощность тета-волн, связанных с сонливостью и невниманием. При успехе такого тренинга, возможно, не потребуется продолжение медикаментозной или иной терапии, что явилось бы более эффективной и менее дорогостоящей стратегией лечения. Источник: Study seeks to treat children with ADHD by retraining their brain. - Internet (medicalxpress.com), 21.10.14.

- Психологические злоупотребления со стороны взрослых вредят детям не меньше сексуальных и физических злоупотреблений
У детей, испытывающих эмоциональное давление со стороны взрослых, равно как и у детей запущенных (лишенных внимания), вероятность возникновения проблем психического здоровья такая же, как у детей, подвергшихся сексуальным и физическим злоупотреблениям (жестокому обращению) со стороны взрослых, а подчас и выше. При этом программы профилактики или лечения пострадавших редко обращаются к теме психологических злоупотреблений. Таковы результаты нового исследования, опубликованного в журнале Американской психологической ассоциации Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. ''Учитывая распространенность психологических злоупотреблений в отношении детей со стороны взрослых и тяжесть вреда, наносимого пострадавшим детям, эта тема должна быть на переднем крае обучения кадров в сфере психического здоровья и социальной работы,'' – говорит ведущий автор исследования Joseph Spinazzola (Центр травмы, Бруклин, Массачусетс). В ходе исследования ученые проанализировали данные 5.616 подростков с историей одного из трех типов злоупотреблений: психологического (эмоциональное негативное давление или эмоциональное игнорирование), физического (побои) и сексуального (принуждение или вовлечение ребенка в действия сексуального характера). Термин ''злоупотребления'' подразумевает не просто ''жестокое обращение'', но использование власти взрослого над ребенком, который беззащитен, слаб и не может ответить на поведение взрослого. В большинстве случаев (62%) речь шла о психологических злоупотреблениях, в т.ч. 24% составляли случаи исключительно психологических злоупотреблений, к числу которых в исследовании относят булинг, меры физического сдерживания, тяжелые оскорбления, угрозы, невыполнимые требования, изоляцию и т.д., осуществляемые лицом, обеспечивающим уход. Данные собирались в 2004-2010 гг., средний возраст детей в начале сбора данных был 10-12 лет. Дети прошли интервьюирование клиницистов, а также ответили на вопросы опросников, направленных на выявление поведенческих симптомов, а также перенесенных травмирующих событий. Кроме того, лица, осуществляющие уход за детьми, ответили на опросники (113 пунктов о поведении детей). Дети, пострадавшие в прошлом от психологических злоупотреблений со стороны взрослых, страдали от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов посттравматического стресса и суицидальности с той же частотой, а иногда и чаще, чем дети, пострадавшие от физических или сексуальных злоупотреблений. Среди всех трех типов злоупотреблений со стороны взрослых негативное психологическое давление показывало самую выраженную ассоциацию с депрессией, генерализованным тревожным расстройством, социальным тревожным расстройством, проблемами привязанности и злоупотребления психоактивными веществами. Если негативное психологическое давление сочеталось с физическими или сексуальными злоупотреблениями, то исход был более тяжелым, а негативные последствия для ребенка - далеко идущими, по сравнению с детьми, подвергшимся только физическим или только сексуальным злоупотреблениям. Авторы отмечают трудность распознания психологических злоупотреблений в семьях соответствующими службами защиты детей, так как следов физического насилия нет. ''К тому же, психологические злоупотребления не являются социальным табу, как физические и сексуальные злоупотребления,'' – говорит Spinazzola. – ''Нам нужны общественные инициативы, которые бы донесли до людей понимание вреда психологических злоупотреблений для детей и подростков''. Источник: Childhood psychological abuse as harmful as sexual or physical abuse. - Internet (medicalxpress.com), 08.10.14.

- Медикаментозная терапия и тренинг родителей помогают детям с СДВГ и тяжелой агрессией
Одновременное назначение стимулятора и антипсихотика детям с проявлениями физической агрессии и СДВГ, и параллельное обучение родителей использованию поведенческих техник управления снижают агрессивность и серьезные поведенческие проблемы у детей – об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного в сентябрьском номере Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Как известно, поиск безопасной и эффективной терапии для детей, представляющих угрозу для своих братьев и сестер, других детей или взрослых, сопряжен с тяжелыми переживаниями затронутых проблемой семей. По данным научных исследований, физическая агрессия – это распространенное основание для помещения детей с психиатрическую клинику. У агрессивных детей с СДВГ проявления насилия снижает сочетание стимуляторов с тренингом родителей в области управления поведением. И, все-таки, некоторые дети остаются опасными для других. Существует предположение, что облегчить агрессию в таких случаях может применение дополнительного лекарственного препарата. Вместе с тем, не очень ясно, насколько безопасна и эффективна такая стратегия применения двух препаратов. В поисках ответа на этот вопрос, исследователи из ряда американских университетов провели исследование лечения тяжелой детской агрессии. Исследование охватило 168 детей в возрасте от 6 до 12 лет с диагнозами СДВГ и дезорганизующего поведения (disruptive behavior disorder) проявлениями значительной физической агрессии. Из разделили на две группы: ''базовую'' и ''усиленную''. Все участники исследования на протяжении 9 недель получали стимулятор метилфенидат, а их родители получали тренинг в области управления поведением. Эта комбинированная терапия была ''базовой'' – потому что оба ее элемента основаны на доказательствах их эффективности в улучшении как в части СДВГ, так и агрессии. Для усиления эффективности базовой терапии ''усиленная'' группа получала дополнительно антипсихотик рисперидон. Результаты исследования показывают, что в сравнении с ''базовой'' группой, ''усиленная'' группа, по мнению родителей, показала значительные улучшения (в среднем, умеренное улучшение поведения) в части гнева, раздражительности и агрессии. Родители также сообщают, что дети, получавшие ''усиленную'' терапию, меньше страдали социально или в плане учебы от своей раздражительности или гнева. Первый автор исследования проф. Kenneth Gadow отмечает улучшение у детей, которым в действительности требуется второй препарат, ''но очень важно, чтобы поведенческие перемены были задокументированы психиатрической практикой. Мы продолжаем анализировать наши данные с целью определить, насколько устойчив во времени этот благотворный эффект''. Источник: Drug therapies, parent training help children with ADHD, severe aggression. - Internet (sciencedaily.com), 03.09.14.

 

Контент распространяется под лицензией CC-BY-NC-ND (CC Attribution–NonCommercial–No Derivatives 4.0 International) «С указанием авторства–Некоммерческая–Без производных версий 4.0 Международная».

Политика конфиденциальности