Новости
Психическое здоровье детей и подростков
- Связь между наличием дома животных и развитием социальных навыков у детей с аутизмом
Новое исследование, выполненное в Университете шт. Миссури, показывает, что в улучшении социальных навыков детям с аутизмом помогают не только собаки (о чем свидетельствуют данные научных исследований), но также кошки, кролики и другие животные. Исследовательница Gretchen Carlisle отмечает: если дома, в школьном классе или в иной социальной среде присутствуют животные, то дети более склонны к взаимодействию и разговорам с другими. Животные выступают в роли ''социальной смазки'', говорит Carlisle, и это касается как нормальных детей, так и детей с аутизмом. ''Дети с аутизмом не всегда готовы общаться с другими, но если в доме есть животное, с которым контактирует ребенок, то посетитель может начать задавать ребенку вопросы о домашнем любимце, и больше шансов получить от ребенка ответ''. В ходе исследования Carlisle опросила родителей пациентов с аутизмом, посещающих Центр аутизма и расстройств нейроразвития. В общем итоге это было 70 семей, с пациентами в возрасте от 8 до 18 лет. Почти в 70% семей были собаки и примерно в 50% - кошки. Реже встречались другие животные, вкл. сельскохозяйственных животных, рептилий, грызунов, кроликов, рыбок, у одного ребенка даже был паук. Carlisle сравнила результаты обследования с уровнем развития социальных навыков у детей и обнаружила, что социальные навыки были лучше, если в доме были собаки. При этом чем дольше ребенок жил с собакой в доме, тем лучше были его социальные навыки. Интересно, что самая тесная связь обнаруживалась с некрупными собаками. Результаты также показывают благотворное влияние на социальные навыки любых других животных в доме. Такие дети более склонны представляться, обращаться за информацией и отвечать на вопросы других. Carlisle: ''Дети с аутизмом очень индивидуальны и уникальны, так что другие животные могут принести им пользу не меньше собак''. Работа опубликована в Journal of Autism and Developmental Disorders. Источник: Living with pets linked to stronger social skills in children with autism. - Internet (medicalnewstoday.com), 31.12.14.
- Способствует ли исполнение ''Щелкунчика'' Чайковского и другая музыка развитию мозга ребенка?
Американские исследователи из Университета Вермонта выяснили, что обучение игре на скрипке или фортепьяно помогает детям сосредоточивать внимание, контролировать свои эмоции и снижает у них тревогу. Результаты исследования опубликованы в Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry (авторы: James Hudziak et al.). Авторы называют свою работу крупнейшим исследованием связи между игрой на музыкальном инструменте и развитием головного мозга. В ходе исследования были проанализированы МРТ-сканы 232 детей в возрасте от 6 до 18 лет. По мере взросления детей у них изменяется толщина коры головного мозга. В предшествующем исследовании та же группа исследователей обнаружила увеличение или уменьшение толщины коры в специфических отделах мозга, связанных с присутствием тревоги и депрессии, проблем с вниманием, агрессией и трудностями самоконтроля даже у здоровых детей без диагноза расстройства или психической болезни. Авторы хотели проверить, в какой мере такая позитивная деятельность как обучение музыке может влиять на эти показатели в коре мозга. Результаты подтверждают модель Hudziak, согласно которой всеобъемлющая среда ребенка, вкл. родителей, учителей, друзей, домашних животных, внеклассную деятельность, способствует психологическому здоровью ребенка. ''Музыка является критическим компонентов моей модели,'' – говорит Hudziak. Авторы обнаружили свидетельство того, что и предполагали: исполнение музыки вносило изменения в моторные отделы мозга, потому что эта деятельность предполагает контроль и координацию движений. Еще более важными авторы сочли изменения в отделах мозга, связываемых с регулированием поведения. Так, разучивание и исполнение музыкальных произведений влияло на толщину коры в отделе, связанном с исполнительной функцией, вкл. рабочую память, контроль за вниманием, а также организацию и планирование на будущее. Данные этого исследования поддерживают гипотезу Hudziak о том, что скрипка даже лучше лекарств помогает ребенку бороться с психологическими расстройствами. ''Мы занимаемся лечением того, что порождено чем-то негативным, но мы никогда не пытаемся использовать в качестве лечения что-то позитивное,'' – говорит Hudziak. Источник: Could playing Tchaikovsky’s ‘Nutcracker’ and other music improve kid’s brains? - Internet (sciencedaily.com), 23.12.14.
- Начинается испытание препарата на основе конопли для лечения детской эпилепсии
Детям с тяжелой эпилепсией можно помочь новым препаратом, разработанным на основе конопли. Британские врачи получили разрешение на испытание этого препарата, который не содержит ингредиента, вызывающего наркотическое опьянение, который привлекает рекреационных потребителей конопли. Препарат называется эпидиолекс (Epidiolex), и он основан на одном из непсихоактивных компонентов растения конопли, носящего название CBD. Ранние исследования, выполненные в США, показывают, что применение CBD может снижать частоту и тяжесть судорожных припадков у детей с тяжелыми формами эпилепсии. Планируемое испытание будет первым испытанием данного препарата в Соединенном Королевстве. Пациенты для участия в рандомизированном контролируемом испытании набираются в Центре эпилепсии Эдинбургского университета. Основное внимание исследователей будет сосредоточено на детях с синдромом Драве – редком, но тяжелом типе эпилепсии, плохо поддающемся терапии. Часть детей будет получать препарат, а другая часть – плацебо. В следующей фазе ученые будут изучать воздействие препарата на детей с синдромом Леннокса-Гасто. Для участия в испытании будут приглашаться лишь дети, которым не помогают существующие лекарства. Epidiolex был разработан британской биотехнологической компанией GW Pharmaceuticals; она же спонсирует и финансирует испытание. Директор Центра эпилепсии Richard Chin говорит: ''Многие дети с тяжелыми формами эпилепсии не отвечают на имеющиеся в нашем распоряжении препараты. Нам нужны новые средства для лечения этих состояний, чтобы мы могли вернуть этим детям и их семьям хотя бы какую-то часть качества жизни''. Проф. Helen Cross, которая является главным клиническим исследователем для первой фазы испытания в Соединенном Королевстве, отмечает: ''Тяжелая эпилепсия может невероятно инвалидизировать человека. Эти испытания позволят нам точно проверить возможности лечения с помощью CBD в безопасных и контролируемых условиях''. Источник: Cannabis-based medicine to be tested as child epilepsy therapy. - Internet (sciencedaily.com), 17.12.14.
- Лечение СДВГ у детей снижает частоту травм
Результаты нового исследования показывают, что медикаментозное лечение СДВГ может снижать у юных пациентов риск случайных травм. Работа выполнена проф. Ian Wong, проф. David Coghill (оба из Университета Гонконга) и проф. Ian Douglas из Лондонской школы гигиены и тропической медицины. Предшествующие исследования показывают, что импульсивность и слабая концентрация могут способствовать у некоторых пациентов с СДВГ повышенному травматизму, тогда как назначаемый при СДВГ метилфенидат (тж. риталин и консерта) делает пациентов менее импульсивными. В ходе исследования ученые сравнили медицинские записи почти 5.000 детей и подростков в возрасте 6-19 лет, которым хотя бы раз назначался метилфенидат и которые хотя бы раз в период 2001-2013 попали в отделение неотложной помощи больницы в связи с травмой. Исследование не охватывало детей с СДВГ, получавших препарат страттера (атомоксетин). Всего на участников исследования приходилось 8.400 поступлений в больницу в связи с физической травмой (тип травмы не уточнялся). Более 6.400 посещений отделений неотложной помощи пришлись на периоды, когда пациенты не принимали метилфенидат, по сравнению с более чем 2.000 посещений у лиц, принимавших лекарства. С учетом возраста пациентов и времени года при получении травмы (травмы чаще приходятся на более теплые месяцы), оказывается, что у детей и подростков, принимавших метилфенидат, вероятность травмы была понижена примерно на 9%. При этом среди подростков в возрасте 16 лет и старше, в случае приема метилфенидата риск получения травмы уменьшался на 32%, а среди маленьких детей – лишь на 7%. Наиболее распространенными побочными эффектами препаратов для лечения СДВГ являются подавление аппетита и трудности засыпания. Долгосрочное употребление этих препаратов связывают с некоторым снижением роста и повышенным риском ожирения в молодом взрослом возрасте. Работа опубликована онлайн 15.12.14 в журнале Pediatrics. Источник: Medication linked to fewer injuries in kids with ADHD. – Internet (medicalxpress.com), 15.12.14.
- Воспалительный процесс в мозге как характерная черта аутизма
Анализ данных посмертного исследования мозга человека показывает, что при всем разнообразии сочетаний генов, которые могут вызывать аутизм, мозг людей, пораженных аутизмом, имеет одну общую особенность – это паттерн усиленного иммунного ответа. Ученые из Университетов Джона Хопкинса и шт. Алабама исследовали 72 мозга – людей с аутизмом и без аутизма (контрольная группа). Работа опубликована онлайн в журнале Nature Communications. ''Существуют разные способы начала аутизма, но при этом у всех людей с аутизмом отмечается один и тот же последующий эффект,'' – говорит Dan Arking ин Университета Джона Хопкинса. ''Но мы не знаем, насколько этот иммунный ответ на пользу в краткосрочной перспективе и во вред – в долгосрочной перспективе''. Причины аутизма, известного также под названием расстройства аутистического спектра, остаются в значительной мере неизвестными, и этой проблемой активно занимаются генетики и нейробиологи. Но Arking обратил внимание на явную нехватку научных данных об экспрессии генов. Дело в том, что в отличие от генетических тестов, которые можно сделать на любых клетках организма, исследования экспрессии генов следует проводить на специфической заинтересованной ткани – в данном случае, мозге, доступ к которому можно получить во время аутопсии. В поисках решения Arking с коллегами проанализировали экспрессию генов в выборках двух банков тканей и сравнили экспрессию генов у людей с аутизмом и в контрольной группе (без аутизма). Всего они проанализировали 104 образца мозга от 72 человек – на сегодняшний день это самое крупное исследование экспрессии генов при аутизме. Предшествующие исследования выявили связанные с аутизмом аномалии в клетках, осуществляющих поддержку нейронов в головном и спинном мозге. В данном исследовании ученые сосредоточились на специфическом типе клеток поддержки, известных как микроглия. Они защищают мозг от патогенов и иных угроз. В мозге людей с аутизмом микроглия активирована постоянно, и гены воспалительного ответа находятся во ''включенном состоянии''. ''Ученые еще не очень хорошо понимают воспаление этого типа, и, соответственно, того, как врожденный иммунитет контролирует нейронные цепи,'' – говорит соавтор Andrew West из Университета шт. Алабама. По мнению Arking, воспаление вряд ли является корневой причиной аутизма (учитывая известный вклад генов); скорее, это последствие произошедшей ранее мутации. Следующим шагом, по его мнению, будет выяснить, можно ли через лечение воспаления облегчить симптомы аутизма. Источник: Brain inflammation a hallmark of autism, large-scale analysis shows. – Internet (medicalxpress.com), 10.12.14.
– Воспитание детей в сиротских учреждениях может повышать риск синдрома дефицита внимания через изменение развития коры головного мозга
В последние десятилетия появились многочисленные трагические свидетельства того, как неспособность детских сиротских заведений удовлетворить потребность младенцев в социальном контакте и стимулировать их когнитивное развитие приводили к появлению ''ненормальных'' детей. Как известно, младенчество и детство являются критическими периодами для развития коры головного мозга. Научные исследования показывают, что обогащенная среда, заполненная интересными для исследования стимулами, способствует развитию коры и когнитивных функций. И, наоборот, депривация и стресс могут отрицательно влиять на развитие коры и сужать некоторые когнитивные функции. Детей, воспитанных в условиях среды психосоциальной запущенности, напр., детей, выросших в сиротских заведениях или домах ребенка для брошенных детей, отличает заметно повышенный риск развития широкого спектра проблем психического здоровья, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Новые данные из Бухарестского проекта ранней интервенции (Bucharest Early Intervention Project – BEIP), опубликованные в октябрьском номере журнала Biological Psychiatry (авторы: Katie A. McLaughlin et al.), указывают на то, что подобный тип депривационной среды в раннем возрасте сопряжен с выраженными неблагоприятными изменениями в развитии головного мозга запущенных детей. BEIP – это лонгитудинальный проект, в ходе которого отслеживается выборка детей, с раннего возраста содержавшихся в детских институциональных заведениях в Румынии. Авторы последней работы использовали данные о 58 таких детях, и они сравнили их с данными о 22 детей из того же сообщества, но воспитанных в обычных условиях собственной семьи. Все дети прошли структурное сканирование мозга, и их оценили на предмет присутствия симптомов СДВГ. Исследователи обнаружили у детей, выросших в сиротских заведениях, массивное утончение коры во многих отделах мозга, в т.ч. в префронтальной, теменной и височной коре, по сравнению с детьми, выросшими в семьях. Данные исследования также показывают, что снижение толщины коры в некоторых отделах мозга оказалось сопряжено с более выраженными симптомами СДВГ, в частности, дефицита внимания и импульсивности. ''Возможно, самое главное – в том, что высокая распространенность СДВГ среди детей, выросших в этой депривационной среде, объясняется отчасти этими атипичными паттернами развития мозга,'' – говорит первый автор Katie McLaughlin. Главный редактор журнала д-р John Krystal отмечает в своем комментарии: ''Полученные данные показывают механизм, связывающий воспитание в условиях депривационной среды сиротских учреждений с отклонением в развитии коры головного мозга. Возможно, обществу придется выбирать между инвестициями в обогащенную среду сиротских учреждений и наращивание в них возможностей поддержки детей в части психического здоровья, и издержками, связанными с СДВГ и его влиянием на социальную и трудовую продуктивность выросшего человека''. Источник: Institutional rearing may increase risk for attention-deficit disorder by altering cortical development. - Internet (sciencedaily.com), 14.10.14.