Современная терапия
психических расстройств.

Сайт врачей психиатров

                                                                                                                                   

 

Новости

Новости

- Ранняя интервенция улучшает долгосрочный прогноз для детей с аутизмом
Ранняя интервенция для малышей с расстройствами аутистического спектра помогает улучшить их интеллектуальную способность и снижает симптомы аутизма, и этот эффект сохраняется через много лет после изначальной интервенции. Он этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в Центре аутизма Вашингтонского университета и выставленного в предварительный просмотр онлайн в Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (публикация будет в июльском номере печатной версии). Это первое за последние 20 лет исследование, посвященное долгосрочному исходу после интенсивной интервенции при аутизме. Терапия началась, когда дети были в возрасте 18-30 месяцев, и она предполагала работу с детьми на дому силами специалистов и родителей, более 15 часов в неделю и на протяжении двух лет. ''При вмешательстве в раннем детском возрасте можно добиться очень многого,'' – говорит ведущий автор Annette Estes. ''Мы надеемся, что это выразится в повышении качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра''. Терапия, известная под названием Денверской модели раннего начала (Early Start Denver Model - ESDM), была разработана для развития социальных и коммуникационных навыков и обучения. Ученые обнаружили, что два года спустя после завершения интервенции у детей сохранялись достижения в интеллектуальной способности и речевом развитии, и открывались новые области позитивной динамики в снижении симптомов аутизма. Эти результаты показывают, что интервенция должна начинаться, как только появляются симптомы аутизма, что у многих детей происходит до достижения возраста 30 месяцев, говорит Estes. Ученые исследовали две группы маленьких детей с аутизмом: первая получала на протяжении двух лет обычную интервенцию на основе сообщества, которая представляет собой смесь того, что имеется в сообществе, напр., речевая терапия и развивающий детский сад. Вторая группа получала вмешательство по Денверской модели, которая работала по совершенно определенным целям, индивидуально и на дому, и предполагала сопровождение родителей в их работе с ребенком. Такой подход призван усилить у ребенка мотивацию и следовать его интересам в игре, вовлечении его в разные занятия, пение и базовую повседневную деятельность. После двух лет интенсивной интервенции Денверская группа показала значительно большее увеличение IQ, улучшение адаптивного функционирования, коммуникации и иных замеров, по сравнению с другой группой. Интересно, что дети, получавшие Денверскую интервенцию, через два года после ее завершения показывали дальнейшее снижение симптомов аутизма, тогда как дети, участвовавшие в интервенции на основе сообществ, не показывали снижения симптомов. Источник: Early intervention improves long-term outcomes for children with autism. - Internet (medicalxpress.com) 09.06.15. Оригинал: http://www.jaacap.com/article/S0890-8567(15)00256-7/abstract

- Взрослый СДВГ может существовать отдельно от детского СДВГ
Согласно исследованию, выставленному онлайн для предварительного просмотра в American Journal of Psychiatry, СДВГ у детей может отличаться от СДВГ у взрослых и может быть совершенно с ним не связан. Ранее доминировало предположение, что взрослый СДВГ – это расстройство нейроразвития с началом в детском возрасте, но по настоящее время не было лонгитудинальных исследований, которые бы описывали детство взрослых людей с СДВГ. В рамках нового исследования ученые изучали когорту из 1.037 рожденных в Данедине (Новая Зеландия) в 1972-73 гг. и отследили их до возраста 38 лет. Отслеживался ряд факторов, вкл. симптомы СДВГ, связанные с этим клинические особенности, наличие коморбидных расстройств, нейропсихологического дефицита, полигенный риск и качество жизни. Для диагноза СДВГ у взрослых использовались критерии DSM-5. Как и ожидалось, распространенность детского СДВГ составляла 6% (главным образом, мальчики), и это расстройство ассоциировалось в детском возрасте с коморбидными расстройствами, нейрокогнитивным дефицитом, полигенным риском и резидуальным снижением качества жизни. Распространенность взрослого СДВГ, как и ожидалось, составила 3% (сбалансированно по полу), и это расстройство ассоциировалось с взрослой наркозависимостью, снижением качества жизни и терапевтического контакта. В то же время оказалось, что в 90% случаев взрослого СДВГ отсутствовала история детского СДВГ. Другой неожиданной находкой стало то, что группа взрослого СДВГ ни в детском, ни во взрослом возрасте не показывала нейропсихологического дефицита, а также не показывала полигенного риска в отношении детского СДВГ. Исследователи делают вывод: если результаты данного исследования будут воспроизведены в другом исследовании, то потребуется пересмотреть место этого расстройства в классификационной системе как расстройства нейроразвития и проводить исследования относительно этиологии взрослого СДВГ. Источник: Adult ADHD may be distinct from childhood ADHD. - Internet (PsyNed.nl), 02.06.15. Оригинал см.: http://ajp.psychiatryonline.org/doi/abs/10.1176/appi.ajp.2015.14101266?journalCode=ajp

- Данные нейровизуализации в целом не имеют диагностического значения у детей со спортивными сотрясениями мозга
Канадские ученые проанализировали нейровизуализационные исследования детей и подростков со спортивными сотрясениями мозга (ССМ) и выяснили, что в 78% случаев изображения мозга выглядели нормальными. Подробные данные исследования излагаются и обсуждаются в публикации Michael J. Ellis с коллегами в Journal of Neurosurgery: Pediatrics (статья выставлена в предварительный обзор, онлайн). Специалисты в области ССМ считают, что компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонанская томография (МРТ) не очень помогают в их диагностике. Но исследований, подтверждающих это, не было. Теперь ученые проанализировали медицинские истории и изображения мозга 151 детей и подростков, получивших сотрясение мозга во время спортивных соревнований (напр., по хоккею, футболу). Сотрясение мозга во всех случаях было диагностировано и отслеживалось впоследствии одним и тем же нейрохирургом, специализирующимся в расстройствах спектра сотрясений мозга (concussion spectrum disorders) в клинике в Виннипеге, провинция Манитоба (Канада) в период с 01.09.13 по 31.07.14. Все случаи были направлениями от других врачей или консультантов. 36 пациентов (24% из 151 пациентов с диагностированным ССМ) прошли процедуру сканирования мозга. До направления к нейрохирургу КТ была сделана 23 пациентам, и одному пациенту – после направления к нейрохирургу. Клинические показания для назначение КТ неясны, так как пациенты поступали из разных служб. МРТ было сделано 15 пациентам после направления к нейрохирургу, и одному пациенту – до направления. МРТ было назначено в связи с обнаруживаемым пациентами фокального неврологического дефицита или симптомов, сохранявшихся в течение более 1-2 месяцев, а также в случае патологических отклонений на КТ. У четырех пациентов имелись данные КТ и МРТ. Патологические отклонения на КТ и/или МРТ обнаружены лишь у 8 (22%) из 36 пациентов, прошедших процедуру нейровизуализации. Патологические отклонения обнаружены на КТ у 5 пациентов (повреждения черепной коробки и подозрение на внутричерепное кровоизлияние, арахноидальная киста) и на МРТ у 4 пациентов (кровоизлияния, киста, уменьшение объема мозжечка, неспецифические изменения в белом веществе). Авторы обсуждают распространенность использования КТ и риски от радиации для детей и подростков. То, что в большинстве случаев КТ не показывает признаков травматического измениения структур мозга при ССТ, подводит авторов к предложению ограничить использование КТ условиями экстренной помощи у острых пациентов с подозрением на перелом черепа или внутричерепное кровоизлияние. Данные МРТ в сочетании с клиническими признаками и симптомами у 2-х детей привели к рекомендации нейрохирурга отказаться от контактных видов спорта. Авторы указывают на целесообразность МРТ у педиатрических пациентов с фокальным неврологическим дефицитом, вызывающими беспокойство симптомами или в случаях неясности после КТ. Источник: Neuroimaging findings generally nondiagnostic in kids with sports-related concussions. - Internet (medicalxpress.com) 02.06.15. Оригинал http://thejns.org/doi/10.3171/2015.1.PEDS14510

- Омега-3: интервенция при проблемах детского поведения?
Исследователь Adrian Raine из Университета шт. Пенсильвания (США) уже длительное время занимается темой ''нейрокриминологии'' и изучает взаимодействия между биологией и средой применительно к антисоциальному и криминальному поведению. Новое исследование Raine указывает на то, что омега-3 – жирная кислота, обычно обнаруживаемая в рыбьем жире – может вызывать долгосрочные изменения в нейроразвитии, которые в конечном итоге снижают у детей проблемы антисоциального и агрессивного поведения. Работа опубликована в Journal of Child Psychology and Psychiatry. Речь идет о рандомизированном контролируемом испытании на материале 200 детей (8-16 лет), половина из которых на протяжении 6 месяцев получали добавку омега-3, а половина – нет. В обеих группах отмечено улучшение как в экстернализованном, так и в интернализованном поведении. Это плацебо-эффект. Интереснее оказалось то, что происходило через 12 месяцев после начала испытания: контрольная группа вернулась к базовым показателям, а в группе, получавшей в течение 6 месяцев Омега-3, продолжалось снижение показателей поведенческих отклонений. В конечном итоге снижение по экстернализованному поведению составило 42%, а по интернализованному – 62%. Ученые указывают на предварительный характер данных и призывают к продолжению изучения связей между питанием и развитием мозга / антисоциальным поведением. Источник: Omega-3: Intervention for childhood behavioural problems? - Internet (sciencedaily.com) 15.05.15. Оригинал см. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp.12314/abstract;jsessionid=70E8BC62A0BD460B20D84A1E7CE8D2B3.f01t01

- Дети с СДВГ лучше учатся, когда двигаются
Если дети с СДВГ во время выполнения задания могут двигаться, то их уровень достижений в учебе оказывается выше. Через движение дети эффективнее используют свою рабочую память. Используемые в настоящее время способы лечения детей с СДВГ ориентированы, прежде всего, на уменьшение двигательной активности, считают американские исследователи из Университета Центральной Флориды. Последние модели рассматривают избыточную моторную активность как компенсаторный механизм, облегчающий нейрокогнитивное функционирование детей с СДВГ. Исследователи установили, что у этой двигательной активности есть важная функция в сохранении информации и выполнении сложных заданий. Они делают вывод о том, что в школе у детей с СДВГ должно быть больше возможностей двигаться при исполнении заданий. ''Это не означает, что им надо предоставить возможность бегать по классу, но возможность движения для них должна быть облегчена, с тем, чтобы они могли сохранять готовность во время выполнения когнитивных заданий,'' – говорит исследователь Mark Rapport. В ходе исследования были протестированы 52 мальчика в возрасте 8-12 лет; из них 29 были с диагнозом СДВГ. Работа опубликована в Journal of Abnormal Child Psychology. Источник: Kinderen met ADHD leren beter door beweging. - Internet (ggznieuws.nl), 05.05.15. Полный текст оригинала см. https://psy.fsu.edu/clc/Publications/CLC_Sarver2015.pdf

- Тренинг родителей может уменьшить серьезные поведенческие проблемы у маленьких детей с аутизмом
Мультицентровое исследование, профинансированное американским Национальным институтом психического здоровья, показало, что маленькие дети с расстройством аутистического спектра и серьезными поведенческими проблемами позитивно реагируют на 24-недельный структурированный тренинг для родителей. Польза от тренинга сохраняется на протяжении до 6 месяцев после данной интервенции. Работа опубликована в JAMA от 21.04.15. Это исследование показало, что тренинг родителей эффективнее в отношении снижения дезорганизующего (disruptive) и агрессивного поведения, по сравнению с 24-недельной программой психообразования родителей. Тренинги позволяли родителям освоить специфические стратегии управления в случае серьезных поведенческих проблем, напр. при эмоциональных вспышках, агрессии, самоповреждениях и невыполнении терапевтической программы у детей с расстройствами аутистического спектра. Программа психообразования для родителей предлагала полезную информацию по аутизму, но не предполагала сопровождения в управлении серьезными поведенческими проблемами детей. Первый автор Karen Bearss отмечает: ''Поразительно, что улучшение показали дети в обеих группах, но по показателям дезорганизующего поведения и невыполнения терапевтической программы тренинг для родителей был очевидно лучше''. Материалом для исследования послужили 180 детей (3-7 лет) с расстройствами аутистического спектра и серьезными поведенческими проблемами, которые были произвольно отнесены в группу 24-недельного тренинга для родителей или 24-недельной образовательной программы для родителей. Тренинг состоял из 11 основных занятий по лечению двух занятий на выбор, двух бесед по телефону (с целью поддержки) и двух посещений на дому. Образовательная программа предполагала 12 основных занятий и одно посещение на дому. В обеих группах родители посетили более 90% занятий. После 24 недель программ дети родителей из группы тренинга показали улучшение дезорганизующего поведения на 48%, по сравнению с 32% во второй группе. Источник: Parent training can reduce serious behavioural problems in young children with autism. - Internet (sciencedaily.com) 20.04.15. Оригинал см.: http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2275445 Также см.: http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2275426

- Два препарата снижают показатель тревоги по оценке педагога у детей с СДВГ и агрессией
Предшествующие исследования ученых из Университета Огайо показали снижение агрессивного и тяжелого дезорганизующего (disruptive) поведения у детей с СДВГ и выраженной физической агрессией при одновременном назначении им стимулятора и антипсихотика, наряду с обучением родителей техникам управления поведением. Теперь L. Eugene Arnold и Michel Aman с коллегами опубликовали онлайн в Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology (JCAP) исследование, показывающее, что добавление рисперидона к тренингу родителей и применению стимуляторов также улучшает оценку педагогом показателей тревоги и социального избегания. Дети, показывающие снижение тревоги, также демонстрируют менее дезорганизующее поведение. Материалом для исследования послужили 168 детей в возрасте 6-12 лет с диагнозом СДВГ и дезорганизующего поведенческого расстройства с проявлениями выраженной физической агрессии. Дети были рандомизированно отнесены в две группы: тренинг родителей плюс стимулятор плюс плацебо (базовая терапия) или тренинг родителей плюс стимулятор плюс антипсихотик рисперидон (усиленная терапия). В первые три недели (из 9-недельного исследования) все участники получали только тренинг родителей плюс стимулятор. Источник: Two drugs reduce teacher-rated anxiety, in addition to ADHD, aggression. - Internet (sciencedaily.com) 17.04.15. Оригинал см. http://online.liebertpub.com/doi/10.1089/cap.2015.2532

- Писание журнала поможет справиться со стрессом матерям, воспитывающим ребенка с аутизмом
Rondalyn V. Whitney из американского Clarkson University написала работу о том, как матери, воспитывающие ребенка с аутизмом, могут преодолевать стресс через раскрытие своего эмоционального состояния в дневнике/ журнале. Статья опубликована в декабрьском (2014) номере Journal of Autism and Developmental Disorders. Эти матери могут дойти до выгорания, если рядом нет никого, кто бы мог помочь, говорит Whitney. Они не могут выйти из дома, чтобы участвовать в каких-то интервенциях, предназначенных для них самих. Автор сравнивает ситуацию с инструкцией по пользованию кислородной маской в самолете: сначала надень ее сам, а потом помогай другим. ''Высокий материнский стресс снижает способность ребенка получать пользу от лечения,'' – говорит Whitney. Авторы предлагают таким матерям доступную им интервенцию – онлайн. Создав матерям возможность излить свои чувства в онлайн-журнале, авторы отмечают понижение стресса и улучшение взаимоотношений между матерью и ребенком. Журнал предоставляет матери безопасное место, чтобы выговориться и излить свои негативные чувства, чтобы все это не попадало на ребенка, и это позволяет переформатировать существующие проблемы и работать в направлении поиска решений. Whitney отмечает, что сеансы писания журнала ориентированы на раскрытие своего эмоционального состояния через сам акт письма, и матери не получают никакой обратной связи в отношении уже написанного ими. Следующим шагом в исследовании будет количественный анализ наиболее частых тем в записях матерей. Источник: Journal writing can help mothers raising a child with autism manage stress. - Internet (sciencedaily.com) 15.04.15. Оригинал см. http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10803-014-2332-2

- Признаки злоупотреблений у детей со стороны взрослых
В США каждые 10 секунд поступает сообщение о злоупотреблениях в отношении ребенка, и ежегодно в стране более 1.600 детей умирают от злоупотреблений и педагогической запущенности. Люди, пострадавшие в детстве от злоупотреблений со стороны взрослых, могут долгие годы страдать от физических, эмоциональных и психологических проблем - говорит детский врач и защитник прав детей Mary Jones из Университета Лойолы (шт. Иллинойс). ''Физические раны заживают, но, как показывают научные исследования, их влияние на будущее социальное, эмоциональное и физическое здоровье ребенка значительно более негативное, чем когда-то считалось,'' – отмечает Jones в новом пресс-релизе. Злоупотребления в отношении детей могут быть физическими, сексуальными и эмоциональными, и сюда же относится и педагогическая запущенность. У большинства пострадавших имеет место сочетание этих вариантов. Первым шагом в оказании помощи пострадавшему ребенку является распознание признаков злоупотребления у ребенка. ''Один из основных вызовов заключается в том, что ребенок редко рассказывает кому-либо о происходящем с ним,'' – говорит Jones. Есть ряд настораживающих признаков: это внезапные перемены в поведении ребенка или в школьной успеваемости; постоянная настороженность; отказ от медицинской помощи в связи с проблемами здоровья, на которые было обращено внимание родителей; или отсутствие надзора со стороны взрослых. Следует обратить внимание и на чрезмерную готовность услужить, угодить; чрезмерное чувство ответственности; слишком ранний приход в школу и нежелание идти домой после занятий. Необходимо сообщать о своих подозрениях о злоупотреблениях в отношении ребенка или педагогической запущенности в полицию или соответствующий орган по надзору за детьми, пишет Jones. Кроме того, важно помогать семьям с ограниченными ресурсами или иными проблемами, оказывая им конкретную помощь, снижая таким образом риски неправильного отношения к детям и повышая психологическую стойкость родителей к внешним воздействиям. Источник: Know the signs of child abuse. - Internet (medicalxpress.com) 13.04.15. С материалами по теме злоупотреблений в отношении детей можно ознакомиться в Национальной медицинской библиотеке США: http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/childabuse.html

- Жидкий экстракт медицинской марихуаны может дать надежду детям с тяжелой эпилепсией
Медицинская жидкая форма марихуаны может стать перспективным лечением для детей с тяжелой эпилепсией, не отвечающих на другое лечение. Об этом свидетельствуют результаты исследования, представленные на ежегодном конгрессе Американской академии неврологии (Вашингтон, 18-25 апреля 2015). Исследование охватило 213 человек в диапазоне от младших дошкольников до взрослых, с медианным возрастом 11 лет – все с тяжелой эпилепсией, не отвечающей на терапию. Участники исследования страдали синдромом Драве и синдромом Леннокса-Гасто – типами эпилепсии, ведущими к интеллектуальной несостоятельности и пожизненным судорогам, а также 10 другими типами тяжелой эпилепсии. Участники получали препарат каннабидиол – это компонент марихуаны без психоактивной составляющей. Препарат давался в жидкой форме, ежедневно. Все участники знали, что получают препарат в рамках открытого исследования с целью выяснения его безопасности и переносимости. Исследователи также измерили количество судорожных припадков на фоне приема препарата. Для 137 человек, завершивших 12-недельное исследование, количество судорожных припадков уменьшилось в среднем на 54%. Среди 23 человек с синдромом Драве, завершивших исследование, количество судорожных припадков к концу исследования уменьшилось на 53%. Для 11 человек с синдромом Леннокса-Гасто количество атонических припадков, вызывающих внезапную потерю мышечного тонуса, снизилось на 55%. Из-за побочных эффектов препарат прекратили принимать в общей сложности 12 человек (6%). Побочные эффекты, отмечавшиеся у более чем 10% участников, выражались в сонливости (21%), диарее (17%), чувстве усталости (17%) и пониженном аппетите (16%). Автор исследования - Orrin Devinsky из Центра эпилепсии Университета Нью-Йорка. Автор указывает на предварительность результатов и необходимость более крупных, плацебо-контролируемых, двойных слепых испытаний. Источник: Medical marijuana liquid extract may bring hope for children with severe epilepsy. - Internet (sciencedaily.com) 13.04.15.

- Детей с аутизмом можно научить быть социальными
Когда Debra Kamps из Университета Канзаса только начала в 70-е годы исследовать возможности улучшения социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом в естественных условиях (напр., школы), практически еще не было классов, в которых дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) обучались вместе с нормально развивающимися детьми. Теперь Kamps с коллегами из двух американских университетов могут утверждать, что им известно, как обучать социальным и коммуникационным навыкам детей с РАС и их одноклассников в школьном классе, во время ланча и на переменах – об этом говорят результаты первого большого рандомизированного исследования. Четырехлетнее исследование было выполнено на материале 95 учащихся с РАС. Из них, 56 детей участвовали в двухлетней программе интервенции с детского сада до первого класса школы (включительно), в рамках которой каждый ребенок с РАС был объединен в группу с 2-3 нормально развивающимися сверстниками, а остальные 39 послужили контрольной группой. Социальная сеть ребенка с РАС ориентировалась на обучение навыкам социальной коммуникации, напр., задавание вопросов, высказывание мнения и использование ''вежливых'' слов (пожалуйста, спасибо и т.д.) во время игры. Чтобы проверить, в какой мере дети с РАС продолжают использовать социальные навыки в других условиях, ученые отследили их в 4-х временных точках. ''Мы обнаружили, что дети, участвовавшие в социальной сети, не только заметно продвинулись в социальной коммуникации в рамках интервенции, но и вышли за ее пределы,'' – отмечает Kamps. Авторы надеются, что опыт использования групп сверстников получит распространение в школах. Работа опубликована в Journal of Autism and Developmental Disorders. Источник: Children with autism can learn to be social, trial shows. - Internet (sciencedaily.com) 08.04.15. Видео из проекта см.: http://autismconnections.ku.edu/connecting-kids/play-tips Оригинал см. http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10803-014-2340-2

- У подростков одновременно присутствуют психические расстройства и физические болезни
Каждый третий тинейджер (35,3%) одновременно страдает одним психическим расстройством и одной соматической болезнью, причем обнаруживаются специфические ассоциации: чаще среднего депрессия встречается вместе с болезнями пищеварительной системы, нарушения пищевого поведения – с судорогами (эпилепсия), а тревожное расстройство – сочетается с артритом, болезнью сердца, а также болезнями пищеварительной системы. Таковы результаты научного исследования, выполненного исследователями Базельского и Рурского (Бохум) университетов на материале данных о 6.500 американских подростков. Работа опубликована в журнале Psychosomatic Medicine (авторы: Marion Tegethoff et al.). Самая сильная корреляция обнаруживается между аффективными расстройствами и болезнями пищеварительной системы. В силу поперечного дизайна исследования результаты не показывают причинную связь между психическими расстройствами и физическими болезнями. Авторы планируют в будущем исследовать факторы риска, а также биологические и психологические механизмы, лежащие в основе этих ассоциаций. Оригинал см. http://journals.lww.com/psychosomaticmedicine/pages/articleviewer.aspx?year=2015&issue=04000&article=00013&type=abstract. Почти одновременно та же группа ученых опубликовала результаты исследования сочетания депрессии с болезнями суставов (особенно артрозами и артритами) на материале 14.348 жителей Швейцарии в возрасте 15 лет и старше. Работа опубликована в электронном журнале открытого доступа Frontiers in Public Health (авторы: Donja Rodic et al.). По результатам исследования, можно предположить, что депрессивные симптомы приводят к отсутствию интереса к физической активности, что может вести к болезням суставов. Но, возможно, и наоборот: люди с болезнями суставов ограничены в своей повседневной активности, что негативно влияет на их психическое здоровье и приводит в конечном итоге к депрессивным симптомам. Или же: причиной болезней суставов нередко являются воспалительные процессы, которые сейчас связывают с определенными типами депрессивных расстройств. Следовательно, воспалительные процессы могут оказаться соединяющим звеном между депрессивными симптомами и физическими болезнями. Источник: Mental disorders and physical diseases co-occur in teenagers. - Internet (sciencedaily.com) 08.04.15. Полный текст статьи см. http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpubh.2015.00047/full

- Антипсихотики могут увеличивать риск диабета у некоторых детей
Исследователи из Детской больницы Филадельфии (США) опубликовали в JAMA Pediatrics (авторы: David M. Rubin et al.) крупнейшее на сегодняшний день исследование о значительных рисках для здоровья детей в случае назначения им антипсихотиков. Как показывают результаты, начало приема антипсихотиков может означать для ребенка не только значительный набор веса, но и почти 50%-й рост вероятности развития диабета 2-го типа; а для детей, принимающих, помимо этого, антидепрессанты, этот риск удваивается. Согласно данным исследования, каждый третий подросток, получающий в программе Medicaid антидепрессанты, одновременно получает антипсихотик. Изначально антипсихотики назначали довольно узкой категории детей с диагнозом шизофрении или биполярного расстройства, или же детям со значительной задержкой развития, проявляющим агрессивное поведение, которое может потенциально повредить им самим или окружающим. Но в последнее время антипсихотики все чаще стала назначать более здоровым детям с дезорганизующим поведением (напр., при СДВГ), причем делается это в отсутствии доказательных данных о безопасности и эффективности такого применения антипсихотиков. Новое исследование национальные данные Medicaid по более 1,3 млн. детей и подростков в возрасте 10-18 лет с диагнозом психического расстройства. В целом, к 2008 году более 25% детей, получавших лекарственные назначения в связи с поведенческими проблемами, получали антипсихотики. Базовый риск диабета среди тех, кто не получал антипсихотики, был 1 к 400, среди тех, кто начинал принимать антипсихотики – 1 к 260, а среди тех, кто одновременно получал еще и антидепрессант – 1 к 200. Авторы указывают на необходимость минимизировать количество детей и подростков, находящихся под воздействием этих мощных препаратов. ''Но для некоторых детей в условиях непосредственного кризиса, польза от антипсихотика в острой ситуации все-таки может перевесить риски,'' – признают авторы. Исследователи рекомендуют клиницистам и родственникам пациентов, принимающим нейролептики, периодически рассматривать вопрос о смене стратегии лечения вызывающего поведения. Напр., профессиональные организации рекомендуют начинать фармакотерапию осторожно, с самой низкой дозы, и проводить ее в условиях строгого мониторинга с целью выявления ранних признаков набора веса или аномальных лабораторных анализов, которые нередко указывают на последующее развитие диабета. Источник: Antipsychotic use may increase the risk for diabetes in some children. - Internet (sciencedaily.com) 06.04.15. Оригинал см. http://archpedi.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2214049

- Холодный, бессердечный и неизлечимый. Не все психопаты вписываются в стереотип
Образы литературных героев типа Ганнибала Лектора (''Молчание ягнят'') способствовали популяризации понятия психопата как холодной, жестокой личности, лишенной эмпатии и не поддающейся лечению. Новое исследование, опубликованное в Journal of Abnormal Child Psychology проф. Tim Stickle с соавтором Andrew Gill (Университет Вермонта), показывает некорректность этого представления – более того, оно препятствует оказанию помощи таким пациентам. Материалом для исследования стали 150 подростков обоего пола в возрасте 11-17 лет, находящихся в центрах содержания для несовершеннолетних. Все они ранее были классифицированы как бессердечные и неэмоциональные, с выраженным антисоциальным поведением и риском развития во взрослом возрасте психопатических черт (т.е. антисоциальной личности). При том что некоторые подростки в выборке действительно соответствовали классическому определения психопатии, была значительная группа, которая ему не соответствовала, говорит Stickle. ''Другим они представляются бессердечными и неэмоциональными, но их собственные эмоциональные переживания характеризуются сильным дистрессом, высокими уровнями тревоги и депрессии, высокими уровнями эмоций,'' – говорит он. – ''Мы думаем, что этим вредящим, антисоциальным, агрессивным детям неведом страх, неведомы отрицательные чувства, но мы показываем среди них целую группу, которые не то что чувствительны, но очень чувствительны''. Хочется надеяться, что это поддается лечению, напр., с помощью когнитивно-поведенческой или диалектической поведенческой терапии, которые обучают стратегиям управления своими эмоциями. Стандартная терапия агрессии и психопатии не затрагивает эмоции, делая акцент на вознаграждении и наказании с целью изменения нежелательного поведения. Источник: Cold, callous and untreatable? Not all psychopaths fit the stereotype. - Internet (sciencedaily.com) 06.04.15. Оригинал см. http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10802-015-9990-1

- Уровень дохода семьи и образовательный уровень родителей связаны со структурой мозга детей и подростков
Группа американских исследователей из девяти университетов США изучила взаимоотношения между социально-экономическими факторами и развитием мозга детей и обнаружила корреляционные связи между доходом семьи и структурой мозга детей. Эта корреляция была самой сильной в зоне с наиболее низкими уровнями дохода, что указывает на большую социальную пользу от политики интервенций, направленной именно на эту группу детей. Работа опубликована в журнале Nature Neuroscience (авторы: Kimberly G. Noble et al.). В этом крупнейшем на сегодняшний день исследовании подобного рода ученые проанализировали данные 1.099 обычно развивающихся лиц в период от 3 до 20 лет. Они исследовали ассоциации между социально-экономическими факторами (вкл. образование родителей и доход семьи) и замеры поверхности мозга (полученные с помощью МРТ высокого разрешения). Статистика (с коррекцией на образование, возраст и наследственность) показывает, что доход нелинейно ассоциируется с областью поверхности мозга, и то, что доход семьи показывает более сильную ассоциацию с мозгом, чем образовательный уровень родителей. У детей из семей с уровнем дохода менее 25.000 долларов в год поверхность коры головного мозга была на 6% меньше, чем у детей, родители которых зарабатывали в год более 150.000 долларов. Ученые не изучали причины замеренных различий в мозге. Они предполагают, что на детей из бедных семей, прежде всего, влияют стресс и недостаток питания. Предшествующие исследования показали, что эффект бедности на развитие мозга, вероятно, обратим. Эксперимент в Мексике, напр., показывает, что когнитивные навыки детей из экономически неблагополучных семей улучшаются в пределах 18 месяцев после повышения уровня дохода семьи. Источник: Family income, parental education related to brain structure in children, adolescents. - Internet (sciencedaily.com) 30.03.15. Оригинал см. http://www.nature.com/neuro/journal/v18/n5/full/nn.3983.html

- Обнаружены специфические возрастные изменения в мозге при аутизме
Область исследований аутизма пытается найти базовую теорию, лежащую в основе изменений мозга, связанных с расстройством аутистического спектра (РАС). Новое исследование, выполненное в Университете Майями (США), показывает иные паттерны коннективности в мозге при РАС, по сравнению с типично развивающимися (ТР) лицами, и эти измененные паттерны по мере взросления размываются и перестраиваются в направлении нормы. Работа опубликована в журнале NeuroImage: Clinical (авторы: Jason S. Nomia, Lucina Q. Uddina). Как известно, наш мозг состоит из более триллиона нейронов. Они взаимодействуют между собой, формируя сложные сети прохождения сигналов. Предшествующие исследования уже установили функциональную гипо- и гиперконнективность в этих сетях у людей с РАС. Последнее исследование, посвященное теме изменений крупномасштабной сетевой коннективности при аутизме в ходе взросления, пытается объяснить эти неоднозначные результаты. Основные находки исследования таковы:

  • Дети (7-11 лет) с РАС демонстрируют гиперконнективность внутри крупномасштабной мозговой сети в целом, а также пониженную межсетевую коннективность, по сравнению с ТР-детьми;
  • Подростки (11-18 лет) с РАС не отличаются по внутрисетевой коннективности, но у них понижена межсетевая коннективность, по сравнению с ТР-подростками;
  • Взрослые (18 лет и старше) не показывают никаких отличий, по сравнению с типичными взрослыми – ни во внутри-, ни в межсетевой функциональной коннективности.
Исследование предполагает, что изменения в сетях коры головного мозга могут запускать сложные поведенческие характеристики, отмечаемые у лиц с РАС. Источник: Discovering age-specific brain changes in autism. - Internet (sciencedaily.com) 26.03.15. Полный текст оригинала см. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2213158215000431

- 25% бездомных детей нуждаются в помощи служб психического здоровья
Пилотное исследование, выполненное в Университете шт. Северная Каролина (США), показывает, что 25% бездомных детей нуждаются в помощи служб психического здоровья, и подчеркивает важность тщательного скрининга и поддержки миллионов бездомных детей в США. ''Нередко эти дети страдали от домашнего и уличного насилия, от хронической бедности, неадекватной медицинской помощи и других обстоятельств, которые выводят ребенка в группу риска для появления проблем психического здоровья,'' – говорит ведущий автор проф. Mary Haskett. ''В результате воздействия упомянутых трудных жизненных обстоятельств, в сочетании с проживанием в приюте для бездомных детей, у этих детей намного выше риск задержки развития, социальных и эмоциональных проблем, и проблем в школе,'' – говорит соавтор Jenna Armstrong. ''И масштаб этой проблемы огромен''. По данным доклада Национального центра семейной бездомности за 2014, ежегодно в США бездомными являются 2,5 млн. детей. Ученые воспользовались данными проекта Армии спасения по работе с бездомными семьями (Community Action Targeting Children who are Homeless – CATCH). Авторы оценили данные скрининга 328 детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет. ''Мы обнаружили, что, исходя из показателей социо-эмоционального функционирования, 25% детей в приютах нуждаются в помощи служб психического здоровья (в общей популяции подобные проблемы встречаются у 10-14% детей того же возраста)''. Исследователи также обнаружили, что дети школьного возраста (5-6 лет) хуже среднего успевали в школе, и у них была хуже развита речь, причем тяжелее ситуация была у мальчиков. ''Дети в приютах часто не получают достаточного внимания – они практически невидимы,'' – говорит Armstrong. ''Но эти результаты подчеркивают важность выделения ресурсов для удовлетворения потребностей этих детей. 25% от 2,5 млн. – это 625.000 детей, которые ежегодно нуждаются в поддержке служб психического здоровья в США. Мы как общество не можем бросить этих детей на произвол судьбы''. Работа опубликована онлайн в Early Childhood Education Journal. Источник: 25% of children who are homeless need mental health services. - Internet (medicalxpress.com) 19.02.15. Оригинал: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10643-015-0691-8

- Связь между стрессом от дискриминации и проблемами психического здоровья у подростков латиноамериканского происхождения в США
У подростков ''латинос'', которые испытывают стресс от дискриминации, повышена вероятность тревоги, депрессии и проблем со сном – таковы результаты исследования, выполненного в Университете Нью-Йорка. При этом психические проблемы более выражены у подростков латинос, родившихся в США от иммигрировавших туда родителей, в отличие от подростков, родившихся в другой стране. Результаты исследования указывают на то, что стресс дискриминации по-разному воздействует на первое и второе поколение иммигрантов. Работа опубликована в журнале Child Development. Латинос являются крупнейшим и быстро растущим этническим меньшинством в США (около 15% населения). Согласно данным исследований, многие молодые латинос в повседневной жизни сталкиваются с дискриминацией. ''Установлены связи между дискриминацией и самыми разными симптомами психического здоровья, '' – говорит ведущий автор Selcuk Sirin. – ''Подростковые возраст может оказаться наиболее уязвимым периодом для дискриминации, потому что именно в этой фазе развития происходит формирование культурной, этнической и расовой идентичности человека''. В ходе исследования ученые обследовали 173 подростков латинос из старших классов школ Нью-Йорка (вкл. рожденных в США и в другой стране). Каждый год исследователи замеряли у подростков уровень стресса от дискриминации, а также три аспекта психического здоровья: тревогу, депрессию и проблемы со сном. В целом, со временем психическое здоровье подростков улучшалось. Тревога снижалась в период с 10 по 12 класс, а депрессия и проблемы со сном – в период с 10 по 11 класс, а затем они немного повышались с 11 по 12 класс. Стресс дискриминации оказался достоверно связан с увеличением симптомов тревоги и депрессии. Интересно, что хотя стресс дискриминации испытывали подростки и из первого и из второго поколения мигрантов, более разрушительный эффект отмечался среди подростков латинос, рожденных в США. ''Результаты исследования могут проливать свет на т.н. ''парадокс иммигрантов'' – когда второму поколению по ряду позиций приходится тяжелее, чем первому, в т.ч. в части психического здоровья,'' – говорит Sirin. – ''Это может обусловлено тем, что мигранты, рожденные в другой стране, в большей мере соприкасаются с аспектами латиноамериканской культуры, и она выполняет для них защитную роль, или же потому что дискриминация становится более заметной в последующих поколениях''. Источник: Stress caused by discrimination linked to mental health issues among Latino teens. - Internet (medicalxpress.com) 11.02.15. Оригинал: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cdev.12343/abstract

- Младенцы создают новое знание во сне
Мозг младенца не знает покоя – даже во сне. Во время сна младенцы перерабатывают выученное ими. Немецкие ученые из Университета Тюбингена и Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences в Лейпциге установили, что младенцы в возрасте 9-16 месяцев помнят названия предметов лучше, если немного поспят. И только после сна они могли распространять выученные названия на подобные им новые предметы. Таким образом мозг младенца во сне формирует общие категории, конвертируя опыт в знание. Ученые также показали, что формирование категорий тесно связано с типичной ритмической активностью спящего мозга – т.н. веретен сна: младенцы с высокой активностью веретен особенно хорошо справляются с обобщением своего опыта и созданием нового знания во сне. В настоящее время большинство исследователей мозга считают что спящий мозг обеспечивает сохранение недавнего опыта, консолидируя таким образом новое знание и интегрируя его в существующую память путем усиления имеющихся межнейронных связей, а также формирования новых и уничтожения старых. Это значит, что сон необходим для памяти. В данном исследовании ученые изучали влияние сна на память младенцев с помощью ЭЭГ. В фазе обучения малышам несколько раз показывали картинки определенных предметов с вымышленными названиями. Некоторые предметы походили друг на друга и различались только цветом, размером или какими-то деталями. Похожие предметы всегда называли одним словом. После тренинга одна группа младенцев спала и параллельно шла запись их ЭЭГ, а другая группа продолжала играть или двигаться. При последующем тестировании младенцам показывали те же пары картинок и слов, а также новые сочетания картинок/ слов, с записью ЭЭГ-активности. Анализ мозговой активности показывает, что все дети выучили названия отдельных предметов, независимо от их возраста. А вот что касается категорий, то здесь ситуация была иной. В конце тренинга они были не в состоянии связать новые предметы с названием похожих предметов, которое они слышали несколько раз во время обучения. Далее, группа, которая не спала, забыла названия отдельных предметов, тогда как поспавшие дети помнили связь предмета со словом. Работа опубликована в Nature Communications (авторы: Manuela Friedrich et al.). Источник: Infants create new knowledge while sleeping. - Internet (sciencedaily.com), 29.01.15. Полный текст статьи см. http://www.nature.com/ncomms/2015/150129/ncomms7004/full/ncomms7004.html

- СДВГ виден в головном мозге и в ДНК
На уровне группы существуют структурные различия между головным мозгом и ДНК людей с СДВГ, и головным мозгом и ДНК здоровых лиц. Таков результат диссертационного исследования Janita Bralten (Неймегенский университет) под названием ''Генетические факторы и мозг при СДВГ'' (ориг. англ. Genetic factors and the brain in ADHD). СДВГ – это распространенное расстройство, которое все еще вызывает значительное недопонимание. СДВГ – это конечная точка континуума возможных характеристик, которые могут быть у каждого, но если они сходятся все вместе и проявляются сильно, то это ведет к диагнозу СДВГ. Bralten использовала в своем исследовании МРТ-данные семей, участвовавших в международном нейровизуализационном исследовании IMAGE. В рамках этого исследования были собраны данные семей, в которых один из детей страдает СДВГ. Информация о симптомах СДВГ собиралась с помощью опросников и тестов, а анализ крови дал картину ДНК семей. Исследование Bralten обнаружило в головном мозге определенный паттерн, который отличает детей с СДВГ от детей без СДВГ. В меньшей мере эти различия присутствуют также у братьев и сестер пациентов с СДВГ. Исследование Bralten дополняет имеющееся знание о том, что именно происходит с детьми с СДВГ. Учитывая, что СДВГ в очень значительной степени наследственно обусловлено, Bralten исследовала ДНК в семьях с детьми с СДВГ и обнаружила различия в определенных генетических участках и в группах генов, которые могут быть связаны с различными характеристиками СДВГ. Это указывает на значительную гетерогенность внутри СДВГ. Соответственно, в исследованиях СДВГ следует сочетать различные элементы – это позволит выделить определенные подгруппы внутри СДВГ. 

 

 

Контент распространяется под лицензией CC-BY-NC-ND (CC Attribution–NonCommercial–No Derivatives 4.0 International) «С указанием авторства–Некоммерческая–Без производных версий 4.0 Международная».

Политика конфиденциальности