Начинать надо с младенчества
Интервенция у 6-месячных детей с аутизмом убирает симптомы и отставание в развитии
Терапия на максимально ранней стадии, т.е. сразу при появлении симптомов расстройства аутистического спектра (РАС) – подчас у младенцев в возрасте 6 месяцев – значительно уменьшает симптоматику, вплоть до того, что к возрасту 3-х лет у большинства получавших данную терапию уже нет ни РАС, ни отставания в развитии. Таковы результаты небольшого предварительного исследования, выполненного в Davis MIND Institute Университета Калифорнии (Сакраменто).
Терапия, известная под названием Infant Start (''Начало в младенчестве'') на протяжении полугода применялась к младенцам в возрасте 6-15 месяцев с заметными симптомами аутизма, напр., избеганием зрительного контакта, недостаточностью социального интереса или участия, повторяющимися двигательными паттернами и отсутствием намеренной коммуникации. Терапию осуществляли люди, лучше всего чувствующие младенца и проводящие с ним бóльшую часть времени – т.е. родители.
Статья, посвященная лечению аутизма на первом году жизни (ориг.: ''Autism treatment in the first year of life: A pilot study of Infant Start, a parent-implemented intervention for symptomatic infants''), опубликована 09.08.14 в Journal of Autism and Developmental Disorders. Авторы работы: профессора психиатрии и поведенческих наук Sally J. Rogers и Sally Ozonoff.
''Большинство детей, охваченных данным исследованием – шесть из семи – к возрасту 2-3 лет догнали норму по всем навыкам обучения и речевого развития,'' – говорит первый автор исследования и разработчик терапии Rogers. ''Обычно детям в этом возрасте только ставят диагноз РАС''.
Rogers особо отмечает роль родителей: ''Совершили это родители, а не профессионалы. Родители всегда рядом со своими младенцами. А для младенцев критическими моментами для обучения являются моменты смены подгузников, кормления, игр на полу, прогулки, баюканья. Именно родители могут с максимальной пользой использовать это время для взаимодействия с ребенком''.
Обычно ранняя интервенция для детей с диагнозом аутизма начинается в возрасте 3-4 лет, т.е. в 6-8 раз позже, чем у детей, участвовавших в исследовании. Но первые симптомы аутизма могут присутствовать уже на первом году жизни. Младенчество – это время начала обучения социальному взаимодействию и коммуникации, поэтому исследователи аутизма и родители детей с этим состоянием работали над ранним выявлением аутизма и ранним применением интервенции.
В основе эффективной терапии аутизма лежит ранняя диагностика – тогда ребенок как можно раньше может начать терапию с целью предотвратить или смягчить полную картину симптомов, а подчас и тяжелую пожизненную инвалидность.
''Нам очень повезло, что мы могли воспользоваться этой терапией,'' – говорит соавтор Ozonoff. - ''Мы хотим направлять на раннюю интервенцию при первых признаках возможного развития аутизма у ребенка. В большей части США и в мире не существует служб, которые бы занимались специфическими аутистическими характеристиками у таких маленьких детей''.
В рамках данного исследования 7 младенцев в терапевтической группе сравнивали с четырьмя другими группами:
- детьми из группы высокого риска: у них были старшие братья /сестры –аутисты, но у самих аутизма не было;
- детьми с низким риском: младшие братья/ сестры нормально развивающихся детей;
- младенцами, у которых к возрасту 3-х лет развился аутизм;
- детьми с ранними симптомами аутизма, которые начали лечение в более старшем возрасте.
Терапия по Денверской модели раннего начала
Данная терапия основывается на в высшей степени успешной Денверской модели раннего начала (Early Start Denver Model – ESDM), разработанной Rogers и ее коллегой, профессором психиатрии, психологии и педиатрии Geraldine Dawson (Университет Дюка, Северная Каролина). Эта методика обычно применяется на дому специально подготовленными терапевтами и родителями в ходе естественной игры и обычных рутинных занятий и действий.
Родителей инструктировали сосредоточивать свое взаимодействие с ребенком на поддержке его индивидуальных потребностей развития и интересов, и эти практики широко включались в игру и уход, с акцентом на создании приятной социальной рутины, которая способствует обучению ребенка. Родителям рекомендовали ''следовать интересам детей'', отслеживать малозаметные ключи к интересам и направлять деятельность в направлении оптимизации внимания детей и их вовлеченности во взаимодействие. Интервенция призвана усилить:
- внимание младенца к лицам и голосам родителей;
- взаимодействие между родителем и ребенком, которое привлекает внимание младенца, вызывает у обеих сторон улыбку и радость;
- имитацию родителем звуков, издаваемых ребенком, и его намеренных действий;
- использование родителем игрушек с целью не столько переключить, сколько поддержать социальное внимание ребенка.
Терапевтическая сессия включала в себя:
- Приветствие и информирование о ходе программы
- Период разогрева для родительской игры, с последующим обсуждением целей специфической деятельности и интервенции;
- Обсуждение новой темы, с использованием печатного руководства для родителей;
- Взаимодействие родителей со своим ребенком в ходе повседневных рутинных действий, способствующее социальному вовлечению ребенка, коммуникации и соответствующей игре – под наблюдением и с рекомендациями профессионального терапевта;
- Применение родителями данного подхода по одному-двум рутинным домашним действиям с игрушками или в процессе осуществления ухода за ребенком.
Снижение показателей аутизма к возрасту 18-36 месяцев
Все участники исследования, получавшие терапию, были в возрасте 6-15 месяцев и жили на расстоянии часа езды от Института. Все они были из семей, где основным языком был английский. У всех детей были нормальные зрение и слух, и отсутствовали значительные медицинские состояния. Все прошли оценку до вступления в исследование, а также в нескольких точках по ходу исследования. По данным обследования с помощью Шкалы наблюдения аутизма у младенцев (Autism Observation Scale for Infants – AOSI) и анкеты для младенцев и детей младшего возраста (Infant-Toddler Checklist), участники из терапевтической группы (7 детей) показали высокие уровни соответствующих симптомов и риск развития РАС.
В рамках исследования ученые замерили ответ детей и родителей на примененную интервенцию. Терапия начиналась сразу после включения в терапевтическую группу и заключалась в 12 одночасовых сеансах с младенцем и родителем. Далее следовал 6-недельный период поддержания, с визитом к специалисту раз в две недели, и катамнестическая оценка через 24 и 36 месяцев. Терапевтические сеансы были посвящены взаимодействию родителя и ребенка в повседневной жизни, и при необходимости консультант поддерживал родителя рекомендациями о том, как усилить внимание младенца, коммуникацию, способствовать раннему развитию речи, вести игру и обеспечивать социальное вовлечение ребенка.
По сравнению с аналогичной группой, не получавшей терапии, дети в терапевтической группе в возрасте 9 месяцев показывали достоверно больше симптомов аутизма, а к возрасту 18-36 месяцев – достоверно пониженные показатели тяжести аутизма. В целом, дети, получавшие терапию, показали меньше поражения с точки зрения диагноза аутизма, отставания в развитии, вкл. речевое, чем в обеих других группах аутистов.
Предотвращение тяжелой инвалидности
Принимая во внимание предварительный характер исследования, авторы только предполагают, что работа с симптомами в столь раннем возрасте может уменьшить проблемы в более старшем возрасте. Чтобы проверить целесообразность использования данной методики, нужны более крупные контролируемые исследования. Вместе с тем, ученые указывают на значимость этого предварительного исследования из-за очень юного возраста младенцев, количества симптомов и отставаний, обнаруживаемых у них в этом возрасте, количества групп сравнения и низкой интенсивности интервенций, которые могли осуществляться самими родителями в ходе привычных повседневных действий.
Комментируя результат исследования, Rogers сказала: ''Людям с РАС мы обязаны большим вкладом в нашу культуру. Именно разнообразие человеческой природы делает нас таким мощным и сильным видом. Мы пытаемся снизить инвалидность в связи с РАС''.
Rogers: ''Моя цель заключается в том, чтобы дети и взрослые с симптомами аутизма могли успешно участвовать в повседневной жизни и во всех избранных ими аспектах жизни сообщества… Чтобы у них была удовлетворяющая их работа, досуг и взаимоотношения с другими людьми, образование, которое соответствует их потребностям и целям, круг дорогих им людей, и чтобы они в целом были счастливы в жизни''.
По материалам:
Intervention in six-month-olds with autism eliminates symptoms, developmental delay. – Internet (medicalxpress.com), 09.09.14.