Философская роль болезни
И как болезнь может научить нас рефлективной жизни
Профессор философии Havi Carel из британского Бристольского университета пишет на сайте The Conversation о философской роли болезни:
''Тяжелая болезнь – это большое бедствие. Она является незваной, не стесняется в средствах, вызывает страх и боль. Если болезнь несет угрозу жизни, то она предполагает конфронтацию со смертью как для самого пациента, так и для его близких. Она несет с собой боль, тревогу, ограничения функционирования: она выстраивает барьеры во всем, что может делать больной человек. Она может укоротить биологическую жизнь, оборвать планы, вырвать людей из многообразия жизни, заблокировав былой поток повседневной активности. Короче говоря, болезнь почти всегда нежелательна и ее переносят вынужденно, и еще она неизбежна. Как говорил Фрейд: ''У всех нас есть перед природой долг умереть''.
''Но у болезни также есть сила открытия. Она толкает человека к крайнему пределу и многое открывает о нас, нашей жизни, наших базовых ценностях и ожиданиях. Болезнь также может дать философскую мотивацию и инструкцию по выживанию, указав на наши привычки и ожидания, и подвергнув их сомнению. Так что болезнь следует рассматривать как законный и полезный философский инструмент.
''Что это за философский инструмент? Во-первых, болезнь с огромной силой раскрывает аспекты воплощенного опыта. Она показывает всю слабость и тщетность плоти, обнажая ранее непроявленные поразительные измерения человеческого существования. Следовательно, болезнь для нас – это возможность поразмышлять о природе такого телесного существования, его ограничениях и требованиях, которое оно предъявляет к нашей жизни.
''Во-вторых, болезнь – это интегральная часть биологической жизни, и ее необходимо принимать во внимание при рассмотрении человеческой жизни, ценностей, смысла и социального обустройства. Мы все обречены умереть, и большинство из нас в ходе этого процесса заболеет (или уже болеет). Это значимый факт в жизни человека, который, с одной стороны, ее структурирует, а с другой – снимает ограничения.
''В-третьих, болезнь обладает так называемым ''эффектом дистанцирования''. Она отстраняет нас от прошлых привычек, рутинных действий и занятий – все это болезнь делает невозможным, и она заставляет нас размышлять об этих привычках и занятиях. Болезнь способна до основания разрушить наши ожидания, в том числе ожидания о продолжительности жизни, независимом существовании, высветив таким образом ценности, которые мы рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, многие из которых четко артикулируются только когда человек заболевает.
Жизнь с рефлексией
''Короче говоря, болезнь заставляет нас задаться вопросами о том, как мы живем, почему мы так живем и каковы возможности продолжения некоторой активности с учетом ограничений, налагаемых болезнью. Болезнь – это вызов, требование, предполагающее обдуманный - рефлективный – ответ. Болезнь радикально изменяет наше отношение к нашему телу, среде и социальному миру.
''Она изменяет наше отношение ко времени и к будущему. Нередко она вынуждает нас подумать о том, что важно, а что – нет. Она дает новую четкость и фокус видения, и обнаруживает ценность того, что мы ранее из-за занятости не замечали. Болезнь может пробудить в больном человеке рефлексию, просто вынудив его измениться. Эта рефлексия, попросту говоря, и есть философствование.
'С моей точки зрения, болезнь – это уникальная форма философствования. Обычно мы считаем философствование уделом избранных, занятием, к которому нельзя принудить. Но в случае болезни пациент попадает в ситуацию такой неопределенности, душевной боли, неспособности функционировать и тревоги, что он начинает задавать себе философские вопросы о справедливости, счастье и несчастье, автономии и зависимости, а также о смысле жизни.
''Болезнь – это вынужденное приглашение к философствованию. Она приходит неожиданно, внося хаос в ранее упорядоченную жизнь и взрывая наши представления и мысли о будущем. Как таковая, она может служить эффективным философским инструментом постижения важных откровений. Она запускает размышления о конечности существования, физических ограничениях, страдании и несправедливости.
''Разумеется, происходит это не всегда. Если болезнь причиняет сильную боль и очень влияет на функционирование человека, то ему не до рефлексии. Если горе и психологическая травма слишком велики, то ''посттравматический рост'' (post-traumatic growth), как его называет психолог Jonathan Haidt, невозможен. Но в других случаях болезнь может стать ''трансформирующим переживанием'' (в определении философа L.A. Paul). Она способна изменить то, что мы знаем и ценим, произведя таким образом глубокие перемены в нашей жизни.
По материалам:
Carel H. The philosophical role of illness – and how it can teach us to live reflectively. – Internet (theconversation.com), 06.04.16.