Феномен одержимости как следствие психологической травмы
Следует серьезно относиться к практикам традиционного целительства.
Западная психиатрия не всегда учитывает значение веры в духов, существующей во многих культурах мира. Психиатр Marjolein van Duijl (Амстердамский университет) установила в ходе своего диссертационного исследования, что одержимость часто оказывается связана с психологической травмой и является способом ее проявления.
Автор отмечает, что вера в духов и одержимость ими присутствует примерно в ¾ мировых культур. В то же время психиатрия не очень знает, что такое ''одержимые'' пациенты. Чтобы как-то повлиять на такое положение дел, van Duijl сравнила в Уганде 120 пациентов с признаками одержимости с 70 пациентами без подобных признаков. Она приходит к выводу о том, что нередко одержимость оказывается связана с травмирующими переживаниями, например, вызванными войной или тяжелыми обстоятельствами повседневной жизни.
- Как проявляется одержимость духами?
Van Duijl: ''Там просматриваются три фазы. Начинается все с физических жалоб, например, головной боли или тошноты, которые не поддаются лечению врача. Потом у пациента появляется чувство, что он попал под воздействие духов: ему снятся соответствующие сны, он слышит голоса, ему трудно говорить и двигаться. В последней фазе он впадает в транс, в котором совершает стереотипные движения и начинает говорить ''чужим'' голосом''.
- Голосом духа?
Van Duijl: ''Дух рассказывает, что вызвало его недовольство. Иногда человек впадает в транс во время церемонии у традиционного целителя – в ходе ритуалов с музыкой и танцами. Но транс может возникнуть и спонтанно. В моей приемной в Уганде однажды сидела депрессивная женщина, которая непрерывно покачивала ногой. Когда я заговорила об этой ноге, все ее тело содрогнулось, а голос изменился. Со слов ее сестры, это был голос их тети. Так как тетка была не замужем и умерла бездетной, им следовало выполнить особый похоронный ритуал. Этого сделано не было, и дух, соответственно, высказывал свою обеспокоенность.
''Я усмотрела в этом параллель с моей пациенткой: она тоже оказалась в одиночестве. Муж от нее ушел, потому что она страдала эпилепсией – болезнью, которая тоже ассоциируется с одержимостью духами и злыми силами. После развода дети оказываются частью семьи мужа, так что она больше их не видит. Вынужденное разлучение с ребенком или любимым у женщин с жалобами на одержимость духами часто оказывается связана с травмирующими переживаниями из прошлого. Такая женщина находится под давлением своих проблем, но в африканских культурах не принято об этом прямо говорить. Так что это проявляется символически – через духа.
- Она действительно верит в этого духа?
Van Duijl: ''Именно так. И решение проблемы ищется тоже с привлечением духа, например, через совершение определенных ритуалов. Иногда таким образом пациент получает необходимое ему внимание; тогда опосредованным путем восстанавливается нужное равновесие.
- Многие западные психиатры с сомнением отнесутся к такому духовному способу проработки травмы
Van Duijl: ''И, тем не менее, следует серьезно относиться к практикам традиционного целительства. В Уганде психиатров мало, и лекарств не хватает. Тут приходится смотреть, какая помощь доступна в данной местности, и работать вместе с тем, что есть. Если Вы показываете готовность к сотрудничеству с традиционными целителями, то они платят тем же. Тогда они даже направляют пациентов в больницу, если сами не могут найти решения их проблемы.
''Помимо этого, у целителей есть свои подходы. Если западная терапия в связи с психологической травмой ориентирована на индивида, традиционные методы больше направлены на восстановление связей с родственниками или сообществом. Там очень велико значение поддержки из сообщества.
- Вы призываете учитывать духовный подход не только в самой Африке, но и в странах Запада
Van Duijl: ''В Нидерландах тоже есть группы с выраженными духовными традициями, например, суринамцы и марокканцы. Пример: когда я рассказала одному мужчине-марокканцу симптомы шизофрении, он немедленно их распознал в своем сыне, который был склонен к насилию. Но он также боялся, что это как-то было связано с духами, и духи разгневаются, если сын получит психиатрическую помощь. Тут самое время задуматься: На чем основано твое мнение? Что происходит в семье? Возможно, это никак не связано с сыном, и требуется не столько отправить сына на лечение, сколько уделить необходимое внимание''.
С текстом диссертационного исследования Marjolein van Duijl можно ознакомиться в интернете (ориг. англ. ''Spirits, devils and trauma: Dissociation in Uganda'').
По материалам:
Bezeten door een trauma. – De Volkskrant, 22.10.14, p. 19.