Входя на эту страницу, Вы подтверждаете, что являетесь  медицинским работником.

Новости: дети и подростки

Домашние животные и развитие ребенка – Социальные медиа и депрессия – Интервенции при детском аутизме – Среда и личностные черты – Приоритеты в профилактике – Детская бедность и психическое здоровье во взрослом возрасте – Насилие среди подростков – Фотосенситивная эпилепсия у детей – Сочетание СДВГ и аутизма – Аутизм у девочек – Когнитивный тренинг онлайн – Пограничное личностное расстройство – Лечение СДВГ – Психотерапия при депрессии у подростков – Фокус терапии должен быть на дефиците внимания, а не гиперактивности – Начало половой жизни – Слабость оценки подростками информации онлайн – Стресс и девиантное поведение – Риталин и мозг – Поведенческая терапия при аутизме – Стресс от психической травмы: межполовые различия – Скаутинг полезен для психического здоровья – Музыкальная терапия в лечении депрессии – Аддикция к сотовому телефону – Ранний стресс и болезни во взрослом возрасте – Тау-белок у подростков с психозами – Таурин и первый психотический эпизод – СДВГ и неблагоприятная жизненная траектория – Если у вашего ребенка расстройство пищевого поведения – Девочки с СДВГ – Влияние виртуального и реального насилия на детей.

- Домашние животные способствуют развитию ребенка
Если ребенок растет с домашними животными, то это на пользу социальному, эмоциональному и образовательному развитию детей и подростков – таковы результаты исследования, выполненного в британском Университете Ливерпуля. У детей, имеющих домашних любимцев, выше самооценка, они меньше страдают от одиночества и у них лучше развиты социальные навыки. Систематический обзор исследований на эту тему опубликован в International Journal of Environmental Research and Public Health. ''Критический возраст для воздействия домашних животных на самооценку больше всего выражен у детей в возрасте до 6 лет, а также в доподростковом и подростковом возрасте старше 10 лет. Обычно наилучшими источниками социальной поддержки оказываются собаки и кошки – вероятно, по причине высокого уровня взаимодействия (в сравнении с другими животными),'' – говорит ведущий автор Rebecca Purewal. ''Паттерны в субпопуляциях и возрастных группах указывают на то, что компания в виде животного – это потенциал обеспечения здорового развития детей и подростков''. Источник: Family pets boost child development. - Internet (medicalxpress.com), 07.03.17. Полный текст оригинала см.: http://www.mdpi.com/1660-4601/14/3/234/htm

- Социальные медиа не являются причиной депрессии у молодежи
Niall McCrae из Королевского колледжа Лондона обращается к теме психического здоровья подростков и влиянии на него Интернета. ''Все говорят об эскалации психических проблем у подростков, но убедительных доказательств, что виной тому Интернет, нет. Мы с коллегами недавно выполнили систематический обзор научных данных (ориг.см.: http://paperity.org/p/79353068/social-media-and-depressive-symptoms-in-childhood-and-adolescence-a-systematic-review) и обнаружили лишь слабую корреляцию между употреблением подростками социальных медиа и депрессией,'' – пишет McCrae. Исследователи использовали в обзоре 11 исследований с общим количеством участников 12.646 человек. Слабым местом рассмотренных исследований было то, что они полагались на данные самоотчетности подростков об использовании Интернета. К тому же, хотя наличие симптомов замерялось с помощью валидизированных психологических опросников, формальный диагноз депрессии не был выставлен ни в одном из исследований. Более того, эти исследования не могли определить, что было причиной, а что результатом в части расстройства настроения. Данные некоторых исследований указывают на то, что за социальной поддержкой в Интернет чаще приходят психологически уязвимые подростки. Так что депрессия может оказаться скорее предрасполагающим фактором, а не следствием использования социальных медиа. Конечно, Интернет предлагает огромные возможности для социального взаимодействия, но непрерывная связь, поверхностный уровень коммуникации и обмена сообщениями и постоянный запрос на ''лайки'' не способствуют развитию глубокого мышления, креативности и эмпатии. ''В будущем мы бы рекомендовали проведение лонгитудинальных когортных исследований. Интенсивное и продолжительное наблюдение помогут выявить изменения в паттернах использования социальных медиа на протяжении детского, а потом подросткового возраста. Повторные замеры уровня стресса и состояния психического здоровья крайне важны, но исследователи не должны полагаться исключительно на цифровые данные. Мы предлагаем сочетать количественные и качественные методы, чтобы интервью позволяли молодым людям собственными словами описать личный опыт и переживания, с возможностью выявления связей между активностью в социальных медиа и психическим состоянием'', - пишет McCrae. Он также отмечает тенденцию к снижению популярности Фейсбука среди подростков. ''Также видны признаки возвращения людей от цифровых медиа к аналоговым (напр., книгам и виниловым пластинкам)''. Источник: Social media is not to blame for depression in young people. - Internet (theconversation.com), 02.03.17. Полный текст см.: http://theconversation.com/social-media-is-not-to-blame-for-depression-in-young-people-73635

- Программа приключений на природе как потенциальная терапия для расстройства аутистического спектра
Новое исследование, выполненное в Университете Тель-Авива, показало, что интервенции, связанные с преодолением вызовов в условиях природы, могут быть эффективны в снижении общей тяжести симптомов расстройства аутистического спектра (РАС). Ученые обнаружили значимые улучшения в сферах социальной когниции, социальной мотивации и аутистической манерности после приключений на природе, и данная интервенция предлагается как новый способ усиления социальных и коммуникативных навыков у детей с РАС. Работа опубликована в журнале Developmental Medicine and Child Neurology. Участниками исследования были 51 детей из семи детсадов системы специального образования в Тель-Авиве. Дети были в возрасте 3-7 лет, и все следовали одним и тем же протоколам обучения, но группа интервенции (30 детей), помимо этого, также участвовала в программе приключений на природе (ППП). Программа включала в себя 13 еженедельных сессий с активностью по преодолению вызовов с участием инструкторов. Каждая 30-минутная сессия проводилась на территории городского парка рядом с соответствующими детскими садами, и начиналась с песни. Потом дети начинали использовать разнообразные предметы, используемые в физической активности. Занятия требовали от детей коммуникации с инструктором и между собой, напр., ситуации обращения за помощью или привлечения к себе внимания. Когнитивные и адаптивные навыки детей оценивались до- и после ППП. ''Программы приключений на открытом воздухе предназначены для улучшения внутриличностных навыков и межличностных отношений с помощью приключений, направленных на решений проблем на индивидуальном и групповом уровне, и преодоление вызовов,'' – говорит рук. исследования проф. Ditza Antebi-Zachor. ''Инструментами успешной ППП являются определение индивидуальных и групповых целей, формирование доверия между участниками и обеспечение видов активности, которые вызывают стресс, но при этом доставляют удовольствие''. Исследователи планируют в будущем изучить долгосрочные последствия данной интервенции – не только с точки зрения воздействия на симптоматику, но и в отношении функционирования (в частности, поведенческие проблемы, навыки развития языка и речи, и объем внимания). Источник: Outdoor adventure program is a promising treatment for Autism Spectrum Disorder. - Internet (sciencedaily.com), 15.02.17. Оригинал см.: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/dmcn.13337/abstract

- Среди детей младшего дошкольного возраста личностные черты оказываются ''заразны''
Младшие дошколята в ходе общения между собой склонны перенимать личностные особенности друг друга – об этом говорят результаты нового исследования, выполненного в Университете шт. Мичиган. Таким образом, личность формируется не только генами, но и средой. Работа опубликована в Journal of Personality and Social Psychology. ''Наши данные о распространении личностных черт от одного ребенка к другому противоречит распространенному представлению о том, что личность изначально задана, и ее невозможно изменить,'' – говорит один из авторов Jennifer Watling Neal. ''Это важно, потому что одни личностные особенности помогают детям успешно продвигаться в жизни, тогда как другие этому мешают''. Ученые на протяжении целого учебного года изучали две группы дошколят (3-х и 4-х лет) и анализировали личностные черты детей, и социальные сети в группах. Дети, у которых партнерами в играх были экстравертированные или трудолюбивые дети, со временем становились такими же. Однако дети, общавшиеся с чрезмерно тревожными и легко фрустрируемыми детьми, не перенимали у них эти особенности. Соавтор Emily Durbin отмечает, что дети значительно больше влияют друг на друга, чем нам представляется. ''Родители тратят много времени на то, чтобы научить их ребенка быть терпеливым, уметь слушать других, не быть импульсивным… Но влияют-то на них не родители и не педагоги – а их друзья. Оказывается, что дети 3-4 лет активно перенимают особенности друг друга''. Источник: Personality traits ‘contagious’ among children. - Internet (sciencedaily.com), 03.02.17. Оригинал см.: http://psycnet.apa.org/?&fa=main.doiLanding&doi=10.1037/pspp0000135

- Эксперты рекомендуют сдвиг в национальных приоритетах в целях профилактики психических расстройств среди молодежи
Детство и отрочество – сами по себе время нелегкое, даже в идеальных условиях. Но если дома или в сообществе конфликты и хаос, или если родители психически больны, то процесс взросления становится очень тяжелым делом для ребенка/ подростка. В результате давления подобных факторов тысячи нынешних детей испытывают серьезные психологические и психиатрические трудности в диапазоне от депрессии до злоупотребления психоактивными веществами, что не только мешает их собственному росту и развитию, но и приводит к значительных расходам на уровне общества. Вместе с тем, существует ряд проверенных программ интервенций для помощи детям в подобных ситуациях, просто эти программы следует применять более широко, с учетом имеющегося знания об основных процессах и мишенях интервенций. Такое общее мнение высказано от имени 12 групп исследователей в публикациях в онлайн номере Child Development, подготовленном под ред. проф. Suniya Luthar и проф. Nancy Eisenberg. Суммируя содержание статей, Luthar сказала: ''В плане мишеней выделены три приоритета. Прежде всего, это необходимость постоянной социальной поддержки матерям, которые являются основными воспитателями таких детей. И это понятно: дети проводят бóльшую часть времени с родителями, и если у кого-то из родителей психическая проблема, то он не может как следует выполнять родительские обязанности. Так что первая линия действий – обеспечить помощь самим воспитателям детей - с непрерывной поддержкой в повседневной жизни. Вторая цель – минимизация жесткого, нечувствительного воспитания с одновременным усилением любящих взаимоотношений. Третья цель – продвижение регулирования эмоций между родителями и детьми, а также между преподавателями и детьми в условиях школы, направленное на обуздание таких трудных эмоций как гнев и страх''. Источник: Experts recommend a shift in national priorities to prevent mental disorders among youth. - Internet (sciencedaily.com), 01.02.17. Оригинал см.: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cdev.2017.88.issue-2/issuetoc

- Детская бедность может лишить психологического здоровья во взрослом возрасте
Большое количество исследований показывает, что дети, растущие в бедности, впоследствии – во взрослом возрасте – страдают разнообразными физическими проблемами. Теперь к перечню болезней добавилось плохое психологическое здоровье – об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в Корнельском университете (США). В ходе исследования ученые отследили его участников на протяжении более 15 лет и показали, что детская бедность может стать причиной значительного психологического поражения во взрослом возрасте. У детей, выросших в бедности, чаще отмечалось антисоциальное поведение в форме агрессии и булинга, повышенное чувство беспомощности, по сравнению с детьми из семей со средним уровнем дохода. У детей, растущих в бедности, также отмечены более высокие показатели хронического физиологического стресса и дефицит краткосрочной пространственной памяти. ''Это означает, что если ты родился бедным, ты попадаешь в траекторию с большим количеством подобных психологических проблем,'' – говорит автор исследования проф. Gary Evans. Почему? Из-за стресса. ''Бедность подвергает человека разнообразным стрессам. Стрессы есть у всех, но на семей с низкими доходами, на детей в бедности их приходится намного больше. Под огромным стрессом находятся и родители, а у детей это уже кумулятивный стресс,'' – говорит Evans. Работа опубликована в журнале PNAS. Полученные результаты важны, потому что дети, выросшие в бедности, часто остаются бедными и потом. Напр., вероятность того, что доход сына будет таким же, как доход его отца, составляет 40%. ''Люди вбили себе в голову, что если напряженно работать и соблюдать установленные правила, то ты в жизни поднимешься. Это всего лишь миф – это неправда,'' – говорит Evans. Материалом исследования послужили 341 человек, которых отслеживали на протяжении более 15 лет, и проводили тестирование в возрасте 9, 13, 17 и 24 лет. Говоря о значении исследования, Evans выделяет два момента: Во-первых, в профилактике этих проблем наиболее эффективной является ранняя интервенция, иначе потом придется платить значительно больше за неизбежные более поздние интервенции. Во-вторых, наиболее эффективный путь снижения воздействия бедности на ребенка – это увеличение дохода бедный семей. По мнению Evans, федеральное правительство должно обеспечить их дополнительным доходом, достаточным для их участия в жизни общества. Источник: Childhood poverty can rob adults of psychological health. - Internet (sciencedaily.com), 03.01.17.
Оригинал см.: http://www.pnas.org/content/113/52/14949

- Как избежать депрессии от использования Фейсбука
Американская академия педиатрии в 2011 предположила существование депрессии от Фейсбука и дала ей следующее определение: ''Депрессия, которая развивается, когда дети доподросткового или подросткового возраста проводят много времени на сайтах социальных медиа типа Фейсбука, и потом начинают демонстрировать классические симптомы депрессии''. Исследования последних лет связали использование Фейсбука с рядом последствий в сфере психического здоровья, напр., депрессией, низкой самооценкой, ревностью/ завистью. Плохое настроение и симптомы депрессии идут рука об руку с использованием Фейсбука, а одним из пусковых факторов, похоже, является ''социальное сравнение''. Люди, регулярно пользующиеся Фейсбуком, оказываются под воздействием ''гламурных выставок'' из жизни друзей, близких и знакомых. Идеализованные вершины повседневной жизни у сверстников могут вызвать чувство зависти и искаженное представление о том, что другие люди живут более счастливой, интересной и успешной жизнью. Исследования показывают, что некоторые люди более склонны к развитию депрессии при продолжительном употреблении технологий, и у них даже может возникнуть отчуждение от реальных социальных и рабочих обстоятельств. Новый систематический обзор литературы о связи социальных медиа с депрессией выполнили британские ученые David A. Baker и Guillermo P. Algorta. Из 799 статей по теме были отобраны 30 соответствующих критериям включения в обзор. Результаты оказались неоднозначными: 16% исследований находят связь между социальными сетями и депрессией; 6% - не видят между ними негативной причинной связи и даже видят пользу для психического здоровья; и 13% не обнаружили никаких значимых связей. Результаты исследования, опубликованные в журнале Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, указывают на сложные взаимоотношения между социальными сетями онлайн и депрессией. По мнению ученых, в случаях ассоциации между социальными сетями и депрессией в качестве пускового механизма выступает социальное сравнение – оно может привести к руминации или загруженности определенной темой. Кроме того, имеют значение частота, качество и тип социальных взаимодействий в Сети. Среди проявлений поведения в социальных сетях, способствующих развитию депрессии, упоминаются:

  • - чрезмерная увлеченность своей ''виртуальной идентичностью'' и тем, как их воспринимают другие;
  • - зависть, вызванная картинками из жизни других людей;
  • - принятие приглашений от бывших партнеров стать друзьями в Фейсбуке;
  • - частое обновление своего статуса в Фейсбуке и активное взаимодействие с другими;
  • - сравнение себя с другими не в свою пользу.

Источник: How to avoid Facebook-induced depression. - Internet (medicalnewstoday.com), 29.12.16. Оригинал см.: http://online.liebertpub.com/doi/abs/10.1089/cyber.2016.0206

- Среди подростков насилие распространяется как болезнь
Новое исследование американских подростков дало новые и современные доказательства того, что насилия распространяется, как инфекционное заболевание. Исследователи обнаружили, что вероятность совершения некоторых актов насилия возрастает на 183%, если аналогичное действие уже совершил кто-то из друзей подростка. Но распространение насилия не ограничивается влиянием друзей – по данным исследования, воздействие достигает четвертой степени отдаленности: друга, приятеля друга, знакомого приятеля друга и т.д. ''Это исследование показывает, насколько заразно может быть насилие,'' – говорит один из авторов Robert Bond (Университет шт. Огайо). ''Акты насилия рикошетом попадают по всему сообществу, перемещаясь через сети друзей''. Результаты исследования показывают, что в случае наличия друга, уже участвовавшего в аналогичном действии, вероятность участия в серьезной драке повышается на 48%, нанесения достаточно тяжелого телесного вреда – на 183% и угроза огнестрельным оружием – на 140%. Работа опубликована онлайн в American Journal of Public Health. Эти результаты вписываются в общую картину данных других исследований, показавших, что определенные характеристики и варианты поведения в диапазоне от счастья до ожирения и курения распространяются в сетях социального общения примерно с такими же уровнями воздействия, как в последнем исследовании. ''Мы получили доказательства того, насколько важны социальные взаимоотношения для распространения поведения с проявлениями насилия – не меньше, чем для распространения иных отношений или поведения,'' – отмечает другой автор проф. Brad Bushman. В ходе исследования авторы использовали данные 5.913 молодых людей, которые являются участниками Национального лонгитудинального исследования здоровья подростков. Авторы не удивлены тем, что подростки чаще совершают акты насилия, если это делают их друзья. В значительной мере это обусловлено ''эффектом объединения в группу'' (clustering effect), когда люди с аналогичными интересами, вкл. применение насилия, склонны тянуться друг к другу, создавая ''кластеры''. Источник: Violence spreads like a disease among adolescents. - Internet (medicalxpress.com), 20.12.16. Оригинал см.: http://ajph.aphapublications.org/doi/abs/10.2105/AJPH.2016.303550?journalCode=ajph

- Почему воздействие ритмической стимуляции на определенных частотах способствует появлению эпилептических припадков
В 1997 году паттерн световых вспышек в одном из эпизодов серии о Покемонах запустил эпилептические судороги у почти 700 японских детей. Эти спонтанные вспышки у явно здоровых детей связали с т.н. ''фотосенситивной эпилепсией'', когда судороги являются результатом определенных зрительных стимулов. Теперь международная группа исследователей предлагает объяснение этому явлению в работе, опубликованной в журнале NeuroImage. Ученые использовали вычислительную модель кортикальной колонки – предположительно базовой функциональной единицы коры мозга, чтобы показать, что нейронная ткань проявляет эпилептоподобную активность под воздействием усиленной стимуляции на определенных частотах. Это усиление может быть обусловлено собственной активностью мозга, а также следствием стимуляции извне, как вспышки в мультфильме о Покемонах. По результатам исследования, это явление проистекает из динамических характеристик нейронной ткани, напр., способности входить в резонанс. Зрительная стимуляция на частотах, близких к альфа-ритму (это было в случае в Покемонами), может вмешиваться в естественную альфа-активность, вызывая усиление амплитуды разрядов и, соответственно, эпилептические припадки. В серии из Покемонов вспышки света шли с частотой 12 герц. ''Альфа-ритм мозга – это 8-12 герц, и мультфильмы точно давали альфа-частоту 12 герц. Это явление совпадает с результатами нашего исследования,'' – говорит первый автор Maciej Jedynak. ''Для разработки новых альтернативных способов лечения эпилепсии мы должны лучше понимать механизм, лежащий в основе болезни,'' – добавляет он и высказывает надежду на дальнейшее совершенствование методологии вычислительного моделирования с целью создания новых инструментов для лечения эпилепсии. Источник: Why exposure to rhythmic stimulation at certain frequencies facilitate epileptic seizures. - Internet (sciencedaily.com), 19.12.16. Полный текст оригинала см.: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811916306528

- СДВГ в сочетании с аутизмом
СДВГ поразительно часто проявляется в сочетании с аутизмом. Откуда эта связь? По мнению ученых, суть – в проблемах со вниманием. Возможно, что эта точка зрения приведет к повышению эффективности лечения, пишет нидерландская De Volkskrant. С 2013 года возможно одновременное выставление обоих диагнозов, тогда как согласно предыдущей DSM, можно было ставить лишь один из них. Из практики известно, что таких черно-белых случаев не бывает. Гиперактивным аутистам подчас назначают препараты для лечения СДВГ. А среди детей с СДВГ достаточно широко распространены социальные проблемы. В научных исследованиях СДВГ и аутизм долгое время разделялись. СДВГ обозначает гиперактивное поведение и проблемы с концентрацией. Аутизм – это проблемы коммуникации, социальные трудности и повторяющееся поведение в форме стереотипных движений, привычек или интересов. Но со второй половины нулевых годов ученые больше занялись изучением общих для обоих расстройств черт. А наложение симптомов достаточно большое. Так, от 20% до 50% детей с СДВГ демонстрируют также аутистические характеристики. И, наоборот, среди людей с аутизмом СДВГ присутствует у 30%, а то и 80% (последний результат получен на небольшой группе из 83 детей). Такая общность симптомов не является случайной – она отчасти предопределена генетически, и об этом свидетельствуют близнецовые исследования. Кроме того, нейробиологи увидели аутизм в мозге детей с СДВГ (исследование Laurence O’Dwyer на материале 239 детей). Проф. Jan Buitelaar (Неймегенский университет) убежден, что в основе общности симптомов лежат проблемы со вниманием: ''Это могут быть проблемы с проработкой раздражителей, дефицита внимания или селективного внимания''. На сегодняшний день, к сожалению, в терапии плохо учитывается упомянутая общность симптомов СДВГ и аутизма. Эта тема так долго игнорировалась в психиатрии, что мало известно, чем это эффективно лечить. Препараты риталин или консерта, используемые в лечении СДВГ иногда делают спокойнее некоторых детей с аутизмом. Недавно выполненное в Нидерландах исследование на материале 1.095 людей с аутизмом (данные Нидерландского регистра аутизма) показало, что около 9% детей и 3% взрослых принимают риталин. Помимо этого, 7% детей и 2% взрослых принимают консерту. Большинство из них удовлетворены получаемой фармакотерапией, хотя есть некоторые указания на то, что у аутистов чаще проявляются побочные эффекты от препаратов для лечения СДВГ. Именно поэтому им обычно назначаются более низкие дозы этих лекарств.

Аналогичным образом, дети с СДВГ с аутистическими характеристиками труднее переносят дополнительные интервенции, характерные для работы с детьми с аутизмом. Фармакотерапии для этого не существует, другие терапевтические возможности довольно ограниченны. Buitelaar: ''Нельзя сказать, что у людей с аутизмом нет социальных навыков – они не знают, как их вписать в контекст. Конечно, можно эту трудность прикрывать разными трюками, но в конечном итоге ты подходишь к границе возможностей – дальше не получается''.

Если удастся найти общее в генах и мозге людей с СДВГ /аутизмом, то можно будет более целенаправленно лечить оба расстройства. Возможно, даже придется отказаться от всей системы диагностики. Исследовательница Tinca Polderman (Свободный университет Амстердама): ''Категории DSM основываются на наблюдаемом поведении. Но многие симптомы являются общими сразу для нескольких расстройств. Так, напр., редко встречается исключительно депрессия – чаще, помимо этого, присутствуют симптомы шизофрении, обсессивного поведения или тревожного расстройства. Вполне возможно, что глубинная биология психиатрических расстройств устроена совершенно иначе, чем используемые нами категории''. Источник: De autistische ADHD’er. – De Volkskrant, 17.12.16, Suppl. Sir Edmund, p. 48-49. По теме см. также: http://www.huffingtonpost.com/entry/adhd-autism-joint-diagnosis_us_5821f863e4b0d9ce6fbee16f

- Аутизм у девочек распознается по эмоциям и поведению
При установлении диагноза аутизма у девочек существенную роль играет присутствие эмоциональных и поведенческих проблем. Об этом пишут ученые из Медицинского центра Роттердамского университета в журнале Autism. Как известно, девочкам диагноз аутизма ставится реже, чем мальчикам, при этом особенностью таких девочек является большее разнообразие симптомов, чем у мальчиков. Так, новое исследование показывает, что у девочек, помимо обычных симптомов аутизма, также отмечаются эмоциональные и поведенческие проблемы, и интересно, что диагноз ''аутизм'' чаще ставится девочкам без упомянутых проблем. Для мальчиков роль эмоциональных и поведенческих проблем для постановки диагноза не столь велика. Исследование выполняется под рук. д-ра Kirstin Greaves-Lord на базе 6 служб психического здоровья на материале около 1.000 детей в возрасте 2,5-10 лет, проходящих скрининг на аутизм. При одном и том же показателе риска аутизма при скрининге, мальчикам, по данным исследования, диагноз ставится примерно в два раза чаще, чем девочкам. Для аутизма характерны трудности социальной коммуникации, ограниченность интересов и плохая переносимость перемен. ''Так как девочки в целом более чувствительны к социальным ожиданиям, чем мальчики, возможно, что они больше внутренне страдают от неудач в социальной сфере,'' – объясняет Greaves-Lord. ''Они пытаются приспособиться и скрыть свои ограничения, на что тратится много энергии. Это может привести к тревоге, подавленности, гневу и соматическим жалобам''. Ученые также предупреждают от гипердиагностики аутизма. ''С одной стороны, не следует слишком быстро ставить диагноз аутизма. С другой стороны, надо бы защитить ребенка от эскалации проблем. А для этого надо больше знать о половых различиях при аутизме. Возможно, что девочки лучше прячут свои ограничения во время краткого наблюдательного посещения специалиста. Мы рекомендуем применять измерительные инструменты к поведению девочек. Для мальчиков, напр., примерами специфических интересов являются типично мальчишеские темы, скажем, динозавры или железная дорога. Но что подумать о девочке, которая знает все до мельчайших подробностей о лошадях?''. Источник: Autisme bij meisjes herkend aan emoties en gedrag.- Internet (gggznieuws.nl), 14.12.16. Оригинал см.: https://www.researchgate.net/publication/311565100_Factors_influencing_the_probability_of_a_diagnosis_of_autism_spectrum_disorder_in_girls_versus_boys

- Эффект э-тренингов при тревоге и депрессии не доказан
Доказательств того, что когнитивный тренинг онлайн может предотвратить у подростков появление жалоб на тревогу и депрессию, не получено. Об этом свидетельствует исследование различных тренингов, выполненное Leone de Voogd (Амстердамский университет). В ходе диссертационного исследования de Voogd смотрела эффект различных когнитивных тренингов онлайн, направленных на уменьшение негативных когнитивных процессов, напр., привязывания негативного послания к нейтральным реакциям в социальных медиа. Подобные искажения могут усиливать чувство тревоги и депрессии. Автор исследовала в больших группах подростков с эмоциональными жалобами и без таковых, в какой мере тренинг внимания к положительным эмоциям способен препятствовать появлению подобных жалоб или усугублять их. В обеих группах удалось увеличить внимание к положительным эмоциям. Отмечено также снижение тревоги и депрессивных жалоб и улучшение эмоциональной устойчивости, но не больше, чем у подростков, не получавших тренинг. Автор не исключает, что адаптация тренинга может привести к ожидаемому эффекту, напр., если тренинг будет сфокусирован на жалобах подростка или будет интереснее для выполнения. Источник: Effect e-training bij angst en depressie niet bewezen. - Internet (ggznieuws.nl), 08.12.16. Полный текст публикации по теме см.: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0005796716301486

- Как распознать 4 признака пограничного личностного расстройства?
Клинический психолог Joost Hutsebaut рассказывает на канале RTLnieuws.nl о важности раннего выявления признаков пограничного личностного расстройства (ПЛР). При правильной и ранней помощи и лечении можно предотвратить у лиц с ПЛР возникновение определенных проблем. Большей частью ПЛР манифестирует в начале пубертата. Hutsebaut называет 4 проблемных области, или уязвимости, указывающих на ПЛР:

(1) Эмоции. Присмотритесь повнимательнее к подросткам, которые испытывают слишком сильные или, наоборот, слишком слабые эмоции. Подростки с ПЛР часто дают вспышки гнева или же чувствуют себя совершенно ''пустыми''. Т.е., их отличают очень сильные эмоции, и у них отмечаются резкие перепады настроения. Другой полюс у таких детей – эмоции ''под контролем'', когда они оказываются полностью подавлены.

(2) Импульсивность. Подростки с ПЛР плохо контролируют свои порывы. Здесь возможны самоповреждения и попытки суицида, потому что в своем эмоциональном состоянии они не видят иного выхода для себя. Импульсивность может также выражаться в приступах переедания, неукротимого шопинга, опустошающего банковский счет, злоупотреблении алкоголем и др. рискованном поведении.

(3) Изменения в образе себя. Сомнения в себе характерны для всех подростков в пубертате. Но у подростков с ПЛР это чувство более глубокое. Они себя не знают, или постоянно чувствуют себя никчемными, ни к чему не пригодными. Иногда дело доходит до ненависти к себе. Эти подростки не знают, что им делать со своей жизнью, в каком направлении двигаться – быстро меняют свой выбор, напр. чему они хотят учиться.

(4) Взаимоотношения. В отношении этой сферы Hutsebaut выделяет 2 группы. Первая – с очень интенсивным началом отношений или дружбы, и быстрым раскрытием себя. Впоследствии они так же быстро могут разочароваться в друге, и держат его на расстоянии. Сначала они помещают человека на пьедестал, а потом низвергают его. Вторая группа из недоверия держит всех на расстоянии. Они быстро оказываются в изоляции. Hutsebaut надеется, что по этим 4-м уязвимостям можно быстрее выявить ПЛР и начать работать с пациентами, чтобы предотвратить последующие проблемы. Источник: Hoe herken je de 4 signalen van borderline? - Internet (gggznieuws.nl), 05.12.16

- Отсутствие в долгосрочной перспективе вреда от применения препаратов для лечения СДВГ
Продолжительное применение стимуляторов (метилфенидата), используемых в лечении СДВГ, не вредит развитию мозга детей. К такому выводу пришла в своем диссертационном исследовании Lizanne Schweren (Гронингенский университет). Schweren исследовала структуру и функцию мозга у порядка 1000 детей и молодых взрослых, 400 из которых имели диагноз СДВГ. По ее данным, дети с СДВГ, употребляющие соответствующие лекарства, не отличались в развитии поведения от детей с СДВГ, не получавших лекарств. По мнению Schweren, крайне важно, чтобы врачи предупреждали детей/ подростков и их родителей, что препараты, используемые при СДВГ, действительно снижают выраженность симптомов СДВГ, но в долгосрочной перспективе не очень влияют на исход. ''Они должны осознать, что у детей как принимающих, так и не принимающих эти лекарства, с возрастом симптомы уменьшаются''. Источник: ADHD-medicatie niet schadelijk op lange termijn. - Internet (nu.nl), 05.12.16. Материалы диссертации см. http://www.rug.nl/research/portal/en/publications/stimulants-and-the-developing-brain(edf21de4-4b93-4002-8a60-8c0203e8251e).html , а также http://www.rug.nl/research/behavioural-cognitive-neurosciences/research/phdprojects/stozprojects/schweren_-l.j.s.-(lizanne)_-methylphenidate-and-the-developing-brain-in-adhd

- Долгосрочная польза от других форм психотерапии при депрессии у подростков
Более 2/3 подростков, страдающих депрессией, могут улучшить свое состояние в результате применения трех видов психотерапии, из которых в настоящее время в Британской системе здравоохранения практикуется лишь один – таковы результаты исследования, опубликованного в Lancet Psychiatry. По существующим данным, депрессия поражает примерно одного подростка из 20. К сожалению, в половине случаев высока вероятность новых эпизодов депрессии уже во взрослой жизни, что связано с трудностями в личной жизни и худшими перспективами обучения и трудовой занятости. Однако, возможно, что эти риски можно снизить через применение терапии, показывающей стойкий положительный эффект через год после ее окончания. Существуют хорошие доказательства эффективности психологической терапии – клиническая ремиссия отмечается у 70% подростков, - но при этом немного данных о продолжительности этого положительного эффекта. В настоящее время достаточная доказательная база для применения в практике существует лишь для когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). КПТ фокусируется на определении мыслей, чувств и действий, поддерживающих депрессию у пациента, а затем психотерапевт вместе с пациентом работают над изменением этих мыслей и поведения, и улучшением социального функционирования. Проф. Ian Goodyer из Кембриджского университета с коллегами как часть проекта по ''улучшению настроения с помощью психоаналитической и когнитивной терапий'' (IMPACT) выполнили рандомизированное контролируемое испытание на материале 465 подростков, направленных в 15 клиник Англии и получивших диагноз большой депрессии. Пациенты рандомизированно получали один из трех видов психотерапии: КПТ, краткосрочную психоаналитическую терапию или краткосрочную психосоциальную интервенцию. Все виды терапии состояли из 6-11 сессий, которые занимали по времени 25-28 недель. Краткосрочная психосоциальная интервенция – это краткая активная проблеморазрешающая интервенция при депрессии, которая фокусируется на улучшении и поддержании психической и физической гигиены, вовлечение в занятия, вызывающие чувство удовольствия, поддержание учебной деятельности и отношений со сверстниками, и уменьшение одиночества. Краткосрочная психоаналитическая терапия фокусируется на том, что беспокоит пациента, его воспоминаниях, дневных грезах, сновидениях и подсознательных драйверах (побудительных механизмах). Эта терапия нацелена на воздействие на бессознательном уровне и через терапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом. По итогам исследования, к концу терапии в каждой группе значительное улучшение отмечено у 70% подростков. Последующее наблюдение в течение более одного года подтвердило продолжение снижения симптомов депрессии на 50% по отношению к показателю на конец терапии. Интересно, что общие затраты на все использованные виды психотерапии были примерно одинаковы. ''Сейчас наш лечебный арсенал довольно ограничен, но, учитывая, что все три терапии в равной степени эффективны (при одинаковой стоимости), это означает, что мы можем предложить альтернативы КПТ,'' – говорит проф. Goodyer. ''Эти виды терапии также довольно краткосрочные – обычно менее 12 сессий. Все это может оказаться очень полезным в ситуации длительных листов ожидания на КПТ''. Источник: Teenagers could see long-term benefits from new treatments for depression. - Internet (medicalxpress.com), 30.11.16. Полный текст оригинала см.: http://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366(16)30378-9/fulltext ; редакционная статья по теме: http://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366(16)30404-7/fulltext

- При СДВГ акцент должен быть на дефиците внимания, а не гиперактивности
Исследование, выполненное в Неймегенском университете, показывает, что в терапии СДВГ лучше ориентироваться на дефицит внимания, чем на гиперактивность. Складывается впечатление, что гиперактивность является следствием недостаточной способности направлять внимание, а не наоборот. Об этом пишут исследователи в статье в Plos One. СДВГ – это сочетание дефицита внимания и гиперактивности / импульсивного поведения. Интересно, что люди часто страдают именно таким сочетанием обоих характеристик. В этой связи встает вопрос о том, что это: корреляция, случайное сочетание или же речь идет о причинных отношениях – говорит специалист по информатике Tom Heskes. В группе ученых, занятых в проекте, Heskes занимается поиском компьютерных алгоритмов причинных связей в большом массиве данных. В СДВГ дефицит внимания и гиперактивность идут рука об руку, и одно может вызывать другое. По мнению Heskes, нужен минимум третий фактор, который может дать информацию о возможных причинных отношениях. Heskes обратился к информации, полученной другими исследователями. Так, известно, что некоторые генетические вариации повышают вероятность СДВГ. А также что СДВГ чаще бывает у мужчин, чем у женщин. Heskes: ''В обоих случаях наши компьютерные алгоритмы находят причинную связь от дефицита внимания к гиперактивному импульсивному поведению. А не наоборот. В трех отдельных (не связанных друг с другом) наборах данных нет никаких указаний на то, что импульсивное, гиперактивное поведение является причиной трудностей концентрации и удержания направленности восприятия (внимания)''. ''В психиатрической литературе ранее тоже предполагалась такая причинная связь, - говорит психиатр проф. Jan Buitelaar, - ''но это не было доказано. Хорошо, что сейчас математический подход дает возможность более уверенно заявлять о причинной связи. Очень интересно, сможем ли мы теперь найти неврологическую основу расстройства. Помимо этого, у нас появляются опорные точки в терапии: ориентироваться в большей мере на дефицит внимания, чем на гиперактивность''. Focus bij ADHD op aandachtstekort en niet op hyperactiviteit. - Internet (ggznieuws.nl), 30.11.16. Полный текст оригинала см.: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0165120

- Подростки, имеющие хороший контакт с родителями, позже начинают половую жизнь
Молодые люди, у которых хорошие отношения с родителями, позже начинают сексуальную жизнь, чем молодежь с иными отношениями в семье. Для сексуального развития девочек особенно важны доверительные отношения с матерью. Исследователи из Медицинского центра Роттердамского университета изучили данные порядка 3.000 подростков в возрасте 12-16 лет. В ходе исследования подростков и их родителей отслеживали на протяжении двух лет. Подростков, которые позже начинали с сексуальными контактами, отличали более здоровое половое развитие, у них были ниже риски венерических болезней и подростковых беременностей. ''Возможное объяснение – в том, что у этих детей больший опыт дружбы и теплых отношений с другими, но они также больше знают о рисках незащищенного секса,'' – говорит исследователь Raquel Nogueira Avelar. Интересно, что при всей важности контакта девочек с матерями, для мальчиков эта связь оказалась менее значимой. Исследователи объясняют это тем, что девочки, возможно, находятся под большим влиянием матерей и проводят с ними больше времени. Кроме этого, нидерландские матери в целом больше времени проводят с детьми, чем отцы, и больше разговаривают с дочерями о сексуальности. Источник: Tieners die goede band met ouders hebben beginnen later aan seks. - Internet (nu.nl), 29.11.16.

- Студентам трудно оценить степень надежности информации, представленной онлайн
Когда речь заходит об оценке информации, которая течет через социальные сети и выскакивает при поиске в Гугле, то оказывается, что молодых и компьютерно грамотных студентов можно легко обвести вокруг пальца. Об этом говорится в новом докладе, представленном исследователями из Стенфордской группы истории образования. Доклад показывает обескураживающую неспособность опрошенной молодежи судить об информации, которую они видят в Интернете. Так, напр., учащимся трудно отличить рекламу от новостных статей, и трудно определить, откуда пришла информация. ''Многие люди предполагают, что коль скоро молодежь легко управляется с социальными сетями, они в равной степени могут судить о том, что они там находят,'' – говорит один из авторов проф. Sam Wineburg. – ''Наша работа показывает, что все ровно наоборот''. Результаты исследования основываются на анализе 7.804 ответов студентов и учащихся старших классов школ из 12 штатов США. Источник: Students have trouble judging the credibility of information online. - Internet (sciencedaily.com), 23.11.16. Краткое изложение содержания доклада см.: https://sheg.stanford.edu/upload/V3LessonPlans/Executive%20Summary%2011.21.16.pdf

- Ведут ли стресс и напряжение к девиантному поведению?
Для подростков, растущих в семьях, где есть азартные игроки, высока вероятность в будущем начать ''гасить'' напряжение от повседневной жизни с помощью азартных игр. Интересно, что подростки, растущие в семьях, где члены семьи находят успокоение в алкоголе и наркотиках, в меньшей степени следуют по их стопам. Учитывая, что азартные игры и злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) – занятия потенциально аддиктивные, это интересный результат, полученный итальянскими исследователями Romy Greco и Antonietta Curci, и опубликованный в Journal of Gambling Studies. Авторы смотрели, в какой степени семья влияет на начало использования подростками гемблинга или специфических ПАВ в качестве стратегий совладания. Это часть исследований феномена гемблинга и употребления ПАВ с точки зрения Общей теории напряжения (General Strain Theory). Согласно этой теории, девиантное поведение является результатом того, как человек адаптируется к специфическим напряжениям (финансовые трудности, смерть в семье) и связанным с ними негативными эмоциями (депрессия, тревога или гнев). Из нее следует, что люди пытаются разрешить свое внутреннее беспокойство через девиантное поведение, напр. употребление ПАВ или гемблинг. В исследовании приняли участие 262 семей – т.е. 2.248 участников в возрасте 12-91 лет. Они заполнили опросники, вкл. типы напряжений, которые они пережили в последние 3 месяца, отрицательные эмоции в этой связи, и как это сказалось на привычках гемблинга и употребления ПАВ. Результаты исследования подтверждают, что напряжение ведет к направленному внутрь девиантному поведению (напр. гемблингу и злоупотреблению ПАВ) и негативным эмоциям (напр. депрессии и гневу). В целом, после стрессовых событий депрессивные эмоции испытали 97% опрошенных, и 96% почувствовали гнев. Подавленность чаще отмечалась у женщин, тогда как мужчины чаще находили для себя расслабление в гемблинге и ПАВ. Люди начинали играть в азартные игры чаще, когда депрессивные эмоции, связанные с негативными событиями в жизни, спадали. Более юные участники исследования давали более гневливую реакцию на напряжение, чем взрослые, и чаще взрослых в аналогичных обстоятельствах обращались к гемблингу и ПАВ. ''Подростковый и молодой взрослый возраст – это наиболее девиантное время в жизни в части накопления многочисленных стрессовых переживаний за такой малый промежуток времени,'' – говорит Greco. Исследование также показало влияние распространенного у близких аддиктивного поведения на его проявление в будущем у детей, растущих в такой семье. Источник: Do stress and strain lead to deviant behaviour? - Internet (medicalxpress.com), 22.11.16. Полный текст оригинала см.: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10899-016-9654-2

- Риталин вызывает стойкие изменения в мозге детей
Эффект риталина в мозге детей проявляется дольше, чем в мозге взрослых. Даже если дети прекращают принимать этот препарат, активность их мозга остается измененной. Таковы данные диссертационного исследования, выполненного в Амстердамском университете. В этой связи ученые призывают к осторожности в применении препаратов для лечения СДВГ. Как известно, мозг детей и подростков находится в развитии. Чтобы выяснить эффект метилфенидата (действующее вещество риталина) на мозг, исследовательница Anouk Schrantee с помощью МРТ изучила мозг 50 мальчиков (10-12 лет) и 50 мужчин (23-40 лет), которых ранее никогда не лечили по поводу их СДВГ. Половина испытуемых получали на протяжении 4-х месяцев метилфенидат, а другая половина – плацебо. Через неделю после окончания приема препарата или плацебо было выполнено повторное МР-сканирование мозга. Оказалось, что у взрослых мужчин в мозге не обнаруживалось никаких изменений, тогда как у детей, получавших метилфенидат, в мозге было усилено кровообращение. ''Учитывая, что риталин в организме распадается в течение дня, подобная активность указывает на долгосрочные изменения в головном мозге,'' – говорит Schrantee. Кровообращение указывает на повышение активности дофаминовой системы. ''Мы пока не знаем, что именно это означает, и не можем сказать, как это скажется на поведении''. По этой причине группа исследователей продолжает отслеживать испытуемых. Люди с СДВГ испытывают проблемы с концентрацией и демонстрируют гиперактивное поведение. В последние два года в Нидерландах количество потребителей метилфенидата среди детей в возрасте менее 15 лет расти перестало (об этом свидетельствуют данные Общества фармацевтического учета). В 2015 метилфенидат употребляли 85.000 детей в возрасте 5-15 лет, т.е. более 4,3% всех детей в этой возрастной группе. Проф. детской психиатрии Jan Buitelaar (Неймегенский университет) находит исследование Schrantee интересным и выполненным на хорошем уровне. ''Важно различать изменения в активности и действительные изменения в структуре мозга'', - подчеркивает он. Что касается последствий для практики, то ''хорошо взвешивайте, следует ли употреблять препарат, пока мы не будем знать больше о долгосрочных последствиях его употребления у детей и подростков,'' – говорит он. ''Риталин помогает 70-80% людей с СДВГ, но этот препарат следует назначать только детям, у которых действительно есть СДВГ, и это им сильно мешает''. Диссертационное исследование Schrantee см.: https://pure.uva.nl/ws/files/2724753/178407_00_Front_matter_2_.pdf Источник: Ritalin verandert kinderbrein blijvend. - de Volkskrant, 22.11.16, p. 25.

- Анорексия встречается все в более раннем возрасте
Пациенты с нервной анорексией продолжают ''молодеть''. Об этом свидетельствуют цифры трех крупнейших клиник по лечению расстройств пищевого поведения в Нидерландах, - сообщает агентство NOS. Все чаще появляются случаи анорексии у детей в возрасте 8-13 лет. Это вызывает серьезное беспокойство у специалистов, потому что анорексия – болезнь очень опасная: при ней дети могут довести себя до полного физического истощения. В 90% случаев анорексия – это проблема девочек. Они сильно ограничивают себя в еде, потому что боятся набрать вес. ''Мы думаем, что анорексия ''молодеет'' потому, что дети все в более юном возрасте сталкиваются с темой здорового питания,'' – говорит детский психиатр проф. Annemarie van Elburg. В старших классах начальной школы уже дают уроки о здоровом питании и двигательной активности. У некоторых детей в связи с этим возникают обсессии. Они уходят в данную тему ''с головой''. Кроме того, родители сейчас тоже уделяют значительно больше внимания здоровому питанию, а это может вызвать противоположный эффект,'' – считает van Elburg. По ее мнению, возникновение анорексии генетически обусловлено: некоторые дети, начав худеть, не способны остановиться, и у них все больше возрастает страх перед едой. ''В юном возрасте у вас наилучшие шансы полностью выздороветь от анорексии. И для этого требуется сильная мотивация у родителей и пристальное внимание к проблеме с их стороны, даже при отсутствии заинтересованности ребенка''. Источник: Kinderen met anorexia worden steeds jonger. - Internet (ggznieuws.nl), 21.11.16.

- Два новых инструмента повышения эффективности поведенческой терапии у детей с аутизмом
Опубликованы две научных работы о подходах, обладающих потенциалом помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) посредством поведенческой терапии. Первая работа показала, что фМРТ может с почти совершенной точностью предсказать, кому из детей пойдет на пользу ''терапия стержневого ответа'' (Pivotal Response Treatment – PRT) – одна из немногих методик, доказавшая свою эффективность. Эта методика разработана на основе прикладного поведенческого анализа и нацелена на усиление мотивации к взаимодействию у детей, подростков и взрослых с РАС. Ученые из Университета Джорджа Вашингтона с помощью фМРТ определяли в мозге функциональность четырех кластеров, связанных с проработкой эмоциональной информации, социальной информации, социального внимания и социального вознаграждения. По данным исследования, дети с более высокой функциональностью в этих кластерах мозга, извлекали больше пользы от применения PRT. В настоящее время поведенческая терапия эффективна примерно у 60% таких детей; она затратна по деньгам и по времени. Работа опубликована в журнале Translational Psychiatry. Полный текст оригинала см.: http://www.nature.com/tp/journal/v6/n11/full/tp2016213a.html

Вторая работа, посвященная использованию интраназального окситоцина с целью усиления нейронных связей, поддерживающих социальную мотивацию и социальное восприятие у детей с аутизмом, опубликована в Scientific Reports. Это одно из первых исследований подобного рода. Исследователи обнаружили, что введение окситоцина интраназально (в виде спрея) перед социальным опытом связано с более выраженным ответом на социальную информацию. Данные исследования указывают на то, что использование окситоцина до поведенческой терапии могло бы помочь усилить систему вознаграждения мозга, которая связана с мотивацией социального поведения. При этом ученые подчеркивают, что такая терапия должна разрабатываться в сочетании с терапиями, нацеленными на позитивное вознаграждение социального поведения, т.к. возможен также усиленный ответ на негативные эмоции. Ученые также не рассматривают использование интраназального окситоцина в качестве основной терапии аутизма. Скорее, окситоцин призван усилить воздействие поведенческой терапии. Полный текст оригинала см.: http://www.nature.com/articles/srep35054. Источник: Two new tools to enhance effectiveness of behavioural therapy in children with autism. - Internet (sciencedaily.com), 15.11.16.

- Стресс от психической травмы по-разному изменяет мозг мальчиков и девочек
Стресс психологической травмы по-разному влияет на мозг мальчиков и девочек подросткового возраста. Это показало новое исследование сканирования мозга, выполненное в Стэнфордском университете. Исследователи обнаружили структурные межполовые различия в одной части островка – отдела, который обнаруживает сигналы из организма и участвует в проработке эмоций и эмпатии. Островок помогает интегрировать чувства, действия человека с рядом других функций мозга. Данные исследования опубликованы онлайн в Depression and Anxiety. Это первое исследование, показывающее различия между мужской и женской частью пациентов с ПТСР в области островка. ''Отличие между мозгом мальчиков и девочек, перенесших психологическую травму, - это важно, потому что оно может помочь понять различия в симптомах травмы между полами,'' – говорит рук исследование проф. Victor Carrion. В ходе исследования было выполнено МР-сканирование мозга 59 участников в возрасте 9-17 лет. У 30 из них (14 девочек и 16 мальчиков) были симптомы травмы, 29 человек (15 девочек и 14 мальчиков) послужили контрольной группой. В результате, у травмированных мальчиков (по сравнению с мальчиками контрольной группы) был увеличен объем и площадь поверхности в области передней круговой борозды островка, тогда как у травмированных девочек (по сравнению с девочками-контролем) объем и площадь поверхности этой области были меньше. Первый автор Megan Klabunde, говоря о важности учета фактора пола в работе с травмированной молодежью, отмечает: ''По нашим данным, вполне возможно, что мальчики и девочки могут показывать различные симптомы травмы, и к ним следует применять разные терапевтические подходы''. В обычных условиях в области островка происходят изменения в детском и подростковом возрасте, по мере взросления объем островка уменьшается. Таким образом, стресс психологической травмы у девочек с ПТСР может способствовать ускоренному взрослению островка. ''Имеются некоторые данные о том, что высокие уровни стресса могут способствовать раннему пубертату у девочек,'' – говорит Klabunde. Авторы указывают на необходимость лонгитудинальных исследований травмированных детей/ подростков обоих полов. Источник: Traumatic stress changes brains of boys, girls differently. - Internet (sciencedaily.com), 11.11.16. Оригинал: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/da.22577/abstract

- У бывших скаутов лучше с психическим здоровьем
Походы хороши не только для того, чтобы научиться строить плот или разводить костер: люди, которые в детско-подростковом возрасте были скаутами, став старше, испытывают меньше проблем с психическим здоровьем. ''Навыки, приобретенные в походной жизни, полезны всю жизнь,'' – сообщает канал RTL. Об этом свидетельствуют результаты крупного исследования на материале почти 10.000 британцев, родившихся в 1958 году (т.н. National Child Development Study). Четверть участников исследования в детском возрасте были скаутами. В среднем возрасте среди них распространенность жалоб на психическое здоровье (напр., фобии, расстройства настроения) была на 15% ниже, чем среди людей, не состоявших в детстве в скаутах. Один из исследователей, проф. Chris Dibben (Эдинбургский университет) говорит: ''Поразительно, что польза от скаутской деятельности сказывается даже много лет спустя''. По мнению ученых, люди, имевшие в детстве опыт скаутской активности, получили от этого пользу в виде развития таких качеств, как самостоятельность и умение решать проблемы, а также работа в команде по выполнению общего дела, плюс у них был стимул проводить много времени на природе. Возможно, это в будущем помогло им справляться с ситуациями напряжения, что способствовало их карьерному росту.

Нидерландский психолог Tischa Neve тоже отметила пользу скаутской деятельности. ''В своих походах дети всегда взаимодействуют между собой. Они пытаются решать проблемы и справляться с задачами, возникающими по ходу действия. Они вовлечены в социальном и когнитивном плане. Так, у них нарабатываются социальные и эмоциональные навыки, которые им пригодятся в жизни. ''Правда, утверждать в возрасте 50 лет, что скаутинг положительно повлиял на психическое здоровье – это все-таки требует дальнейших исследований. Но интересно,'' – добавляет Neve.

Исследование, выполненное Scouting Nederland, тоже показывает пользу не только физической активности для здоровья детей. Дети, которые были скаутами, реже бросали школу и реже вступали на преступный путь. В скаутском движении существуют самые разнообразные занятия для детей – если ты не хорош в одном, то у тебя обязательно есть какой-то другой талант, который обязательно будет востребован в ходе деятельности. А это делает детей более уверенными в себе. Источник: Minder psychische klachten door scouting. - Internet (ggznieuws.nl), 11.11.16. Об исследовании см.: http://www.ed.ac.uk/news/2016/scouts-and-guides-have-better-mental-health-in-la

- Музыкальная терапия снижает депрессию у детей и подростков
Британские исследователи обнаружили, что музыкальная терапия снижает депрессию у детей и подростков с поведенческими и эмоциональными проблемами. Это крупнейшее из подобных исследований было выполнено на материале 251 детей и подростков (возр. 8-16 лет). Участники исследования были разделены на две группы: первая (128 чел.) получала обычную помощь, а вторая (123 чел.) получала обычную помощь плюс музыкальную терапию. Всех детей лечили в связи с эмоциональными, поведенческими проблемами или проблемами развития. По результатам исследования, у детей, получавших музыкальную терапию, значительно улучшилась самооценка и значительно редуцировалась депрессия, по сравнению с детьми, получавшими обычную терапию. Помимо этого, у детей старше 13 лет, получавших музыкальную терапию, также улучшились навыки коммуникации и взаимодействия. Во всех возрастных группах музыкальная терапия со временем улучшила социальное функционирование. Это первое исследование, показавшее в условиях рандомизированного контролируемого испытания эффективность музыкальной терапии в клинических условиях. Работа опубликована в Journal of Child Psychology and Psychiatry. Источник: Music therapy reduces depression in children and adolescents. - Internet (medicalxpress.com), 07.11.16. Оригинал см.: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcpp.12656/abstract

- Аддикция к сотовому телефону
В электронном журнале открытого доступа Frontiers in Psychiatry (раздел Addictive disorders) опубликован обзор литературы на тему аддикции к мобильному телефону. Авторы работы – испанские ученые José De-Sola Gutiérrez et al. В статье анализируется концепция зависимости к мобильному телефону, распространенность этого явления, методология исследований, психологические особенности и психиатрические коморбидности проблемных пользователей. Наиболее выраженные паттерны злоупотребления зафиксированы для молодых людей, особенно девушек. Межкультуральные и географические различия пока изучены недостаточно. Проблемное использование мобильных телефонов связывают с такими личностными особенностями как экстраверсия, невротизм, самооценка, импульсивность, самоидентичность и образ себя, а также с присутствием у человека расстройств сна, тревоги, стресса и, в меньшей степени, депрессии. Авторы обзора также установили сосуществование проблемного использования мобильного телефона с употреблением таких психоактивных веществ как табак и сигареты. Источник: Cell-Phone Addiction. - Internet (journal.frontiersin.org), 24.10.16. Полный текст оригинала см.: http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyt.2016.00175/full

- Исследование изучает роль стресса в раннем возрасте в болезнях взрослого возраста
Ученым уже давно известно, что хроническое воздействие психосоциального стресса в раннем возрасте ведет в повышенной уязвимости в последующей жизни к болезням, связанным с дисфункцией иммунной системы и хроническим воспалением, вкл. артрит, астму, рак, диабет, болезнь сердца и даже болезнь психики. Но молекулярные механизмы в основе этого отрицательного эффекта раннего воздействия стресса пока неизвестны. На модели аквариумной рыбки данио (Danio rerio) американские ученые James A. Coffman с коллегами начинают разбираться с этими механизмами. В статье, опубликованной недавно в Biology Open, они сообщили, что эмбрионы данио, подвергшиеся в течение первых нескольких дней жизни хроническому воздействию гормона стресса кортизола, вырастают в рыбок с нарушенной иммунной системой и признаками хронического воспаления. ''Воспаление – это нормальный ответ организма с целью защитить его от вредного раздражителя, но если воспаление становится хроническим, то это деструктивно и может стать причиной болезни,'' – говорит Coffman. – ''Хронический психосоциальный стресс повышает уровень циркулирующего в организме кортизола, и если это происходит на раннем этапе жизни, то это может сказаться на развитии организма. Т.о. наше исследование помогает объяснить, почему маленькие дети, испытывающие хронический психосоциальный стресс в результате напр., низкого социально-экономического статуса, неясности экономических перспектив, злоупотреблений или педагогической запущенности, во взрослом возрасте оказываются более уязвимы к проблемам со здоровьем, связанным с воспалением и иммунной дисфункцией''. Источник: Research examines role of early-life stress in adult illness. - Internet (sciencedaily.com), 24.10.16. Полный текст оригинала см.: http://bio.biologists.org/content/5/8/1134

- Повышенные уровни тау-белка у детей с ранними психозами
На конгрессе Международной ассоциации ранних психозов (International Early Psychosis Association) в Милане (20-22 октября 2016) представлены результаты исследования, которое показывает, что у пациентов с ранними психозами в возрасте 18 лет и моложе повышены уровни тау-белка, связываемого с болезнью Альцгеймера. Исследование выполнено в шведском Каролинска институт Mathias Lundberg с соавт. Ученые исследовали возможность нейродегенерации при ранних психозах через замеры тау-белка, включая общий показатель t-тау и показатель с-тау, связываемые с болезнью Альцгеймера и травматическим поражением мозга. Концентрация t-тау и с-тау замерялась у 20 пациентов и 20 человек контроля. Оказалось, что уровни с-тау у пациентов с ранними психозами были выше, чем в контроле: средн. 2150 пг/мл у пациентов против 1100 пг/мл у контроля. Достоверных отличий в уровне t-тау не было. Авторы приходят к выводу, что при ранних психозах может быть изменен метаболизм тау-белка. Результаты исследования могут иметь значение для понимания патофизиологии ранних психозов и разработки новых стратегий терапии. Источник: Higher levels of tau protein found in children with early onset psychosis. - Internet (medicalxpress.com), 22.10.16. Об исследовании см. тж.: http://www.medscape.com/viewarticle/871091

- Добавка таурин из энергетического напитка Red Bull облегчает симптомы у молодых людей с первым психотическим эпизодом
Новое исследование, представленное на конгрессе Международной ассоциации ранних психозов (International Early Psychosis Association – IEPA) в Милане (20-22.10.16), показывает, что таурин, известный как добавка к напиткам типа Red Bull, облегчает симптомы у молодых людей с первым психотическим эпизодом (ППЭ). Исследование выполнено д-ром Colin O’Donnell (Ирландия) и проф. Patrick McGorry и д-ром Kelly Allott (Австралия), и их коллегами. Таурин – это аминокислота, присутствующая в организме естественным путем, и у нее ряд функций, в т.ч. помощи сердечно-сосудистой системе. В нервной системе он демонстрирует ингибиторный нейромодуляторный эффект, а также выступает в роли нейропротектора. Он также вовлечен в развитие нервной системы. Именно по причине упомянутых характеристик таурин был выбран для исследования в качестве потенциального средства лечения психоза. В этом новом исследовании авторы проанализировали эффективность добавки таурина в части улучшения симптомов и когниции у пациентов с ППЭ. В исследовании приняли участие 121 пациент с ППЭ, принимавшие низкую дозу антипсихотика и посещавшие службу ранней интервенции в Мельбурне. Пациенты ежедневно получали 4 г таурина или плацебо. Симптоматика оценивалась с помощью Brief Psychiatric Rating Scale (BPRS), а когниция – с помощью MATRICS consensus cognitive battery (MCCB). В окончательный анализ были включены 86 пациентов (47 получавших таурин и 39 получавших плацебо). Таурин был признан безопасным, и он хорошо переносился пациентами. Таурин значимо улучшил симптоматику по шкале BPRS – как общий показатель, так и показатель, относящийся к психозам. Отмечены улучшения и по симптомам депрессии (измерялось с помощью Calgary Depression Scale for Schizophrenia – CDSS). Вместе с тем, не обнаружено различий между группами в части когниции. Авторы приходят к следующему выводу: ''Хотя добавка таурин не улучшила когницию, она улучшила у пациентов с ППЭ основные симптомы и облегчила депрессию. Для использования таурина требуются более крупные рандомизированные исследования, особенно на ранней стадии психоза''. Источник: Red Bull additive taurine improves symptoms of young people suffering first episode psychosis. - Internet (medicalxpress.com), 20.10.16. Оригинал см.: http://www.iepaconference.org/page/?page=poster_detail&show=&sort=title_a&go=&session=&id=444

- СДВГ связан с ''неблагоприятной жизненной траекторией''
Ученые австралийского Квинслендского университета призывают усилить внимание к наиболее распространенным психическим расстройствам у детей, чтобы избежать ''цунами'' долгосрочных проблем во взрослом возрасте. Обзор более 100 лонгитудинальных исследований показал неблагоприятные последствия на протяжении всей жизни для людей в детстве страдавших СДВГ или расстройством поведения (conduct disorder). ''Мы обнаружили, что у людей с СДВГ почти в 4 раза ниже вероятность окончания средней школы, а вероятность получения впоследствии специального образования – ниже в 6 раз,'' – говорит первый автор Holly Erskine. ''Они значительно чаще теряют работу или находятся в статусе безработных. Анализ указывает на необходимость обеспечения родителей и системы образования ресурсами для поддержки таких детей''. Соавтор James Scott отмечает, что упомянутые расстройства показывают ассоциацию с повышенным риском депрессии, наркологических расстройств и суицидов. У людей с СДВГ также повышен риск участия в дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой физические травмы. Авторы подчеркивают комплексность взаимодействий неблагоприятных исходов и то, что они затрагивают самих лиц с СДВГ, их семьи, сообщество и даже следующее поколение. Недостаток образования и профессионального обучения нередко ведет к долгосрочной бедности, которая распространяется и на возможное потомство, говорит Scott. При этом и СДВГ, и расстройство поведения сейчас успешно лечатся, так что ранняя интервенция может предотвратить негативное развитие событий для детей с этими расстройствами. По современным данным, СДВГ поражает 5% детского населения, а расстройство поведения – 3%. Обзор опубликован в журнале Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Источник: ADHD linked to ‘lifelong trajectory of disadvantage’. - Internet (medicalxpress.com), 10.10.16. Оригинал см.: http://www.jaacap.com/article/S0890-8567(16)31157-1/abstract

- 10 подсказок: что делать, если у вашего ребенка расстройство пищевого поведения
Анорексия все чаще встречается у детей. По данным детских психологов, растет количество девочек с расстройствами пищевого поведения в возрасте до 14 лет. Как следует себя вести родителям, столкнувшимся с такой проблемой? Рекомендации дают специалисты в программе на канале RTL:

  • (1)Давайте ребенку свою любовь. Любовью вы достигнете большего, чем гневом и раздражением.
  • (2)Делайте выбор в пользу выздоровления. Разъясните своему ребенку, что болезнь пришла сама, а не по его выбору, но вот выздоровление уже зависит от его выбора и усилий.
  • (3)Ребенок не одинок в своей борьбе с проблемой. Разъясните ребенку, что ему не придется бороться в одиночку. Скажите, что вы будете всегда рядом, будете помогать и постараетесь лучше понимать своего ребенка.
  • (4)Болезнь – отдельно, ребенок – отдельно. Не отождествляйте вашего ребенка с болезнью. Рассматривайте их врозь – отдельно болезнь и отдельно ребенок. Подчас родители буквально видят, когда они имеют дело с ''подлинным'' ребенком, а когда – с ''болезнью их ребенка''.
  • (5)Вам потребуется помощь. Подключайте помощь, не недооценивайте проблему: если у ребенка рвота или он боится есть, то дело не в еде. Расстройство пищевого поведения – это средство защиты от глубинного страдания. У этого расстройства есть своя функция, и этому следует уделять внимание. Одно лишь восстановление приема пищи означает очень высокую вероятность возобновления болезни при усилении стресса.
  • (6)Качество контакта со специалистом. Посмотрите, чтобы между вашим ребенком и специалистом был хороший контакт. Если такого контакта нет, ребенок не будет испытывать доверия к специалисту. А тогда до выздоровления далеко.
  • (7)Хвалите ребенка. В ходе работы над выздоровлением ваш ребенок, в числе прочего, будет учиться вновь любить себя. В этом вы можете помочь через похвалу и поддержку словом и делом.
  • (8)Поищите помощь для себя. Хорошая помощь укрепит вас в обращении с ребенком. Для этой цели существуют курсы для родителей и родительские вечера. Там, напр., вы научитесь устанавливать границы дозволенного в поведении мягким образом. Согласуйте со специалистом оптимальный способ выстроить границы приемлемого в отношении приема еды.
  • (9)Рецидив – часть процесса выздоровления. Во время выздоровления иногда кажется, что болезнь ребенка возвращается, но нередко это - время для размышления: что уже удалось сделать. Так, можно рассматривать рецидив как часть процесса выздоровления – да, он просто случился. Ничего страшного.
  • (10)Согласие между родителями. Прежде всего, не забывайте о себе. Путь к выздоровлению ребенка подчас может быть долгим и полным препятствий. При этом важно, чтобы вы хорошо заботились о себе. Так, напр., важно, чтобы у вас как родителей было согласие между собой и чтобы болезнь ребенка не вбивала клин между вами.

Источник: 10 tips: omgaan met kinderen met een eetstoornis. - Internet (ggznieuws.nl), 07.10.16.

- Диагноз СДВГ сопряжен для девочек с повышенным риском других проблем психического здоровья
У девочек с СДВГ значительно повышен риск развития разнообразных психических расстройств (по сравнению с девочками без СДВГ), что нередко ведет к каскаду проблем, выражающихся во взаимоотношениях с злоупотреблениями со стороны взрослых, в подростковых беременностях, плохих оценках в школе и злоупотреблении наркотиками. Об этом сообщают психологи из Университета шт. Калифорния в Лос-Анджелесе в мета-анализе в журнале Pediatrics. По результатам всестороннего исследования ученые сообщают следующее:

  • - 37,7% девочек с СДВГ соответствуют критериям тревожного расстройства (13,9% среди девочек без СДВГ);
  • - у 10,3% девочек с СДВГ диагностирована депрессия (2,9% среди девочек без СДВГ);
  • - у 42% девочек с СДВГ диагностировано оппозиционное вызывающее поведение (5% у девочек без СДВГ);
  • - у 12,8% девочек с СДВГ диагностировано поведенческое расстройство (conduct disorder) – (0,8% у девочек без СДВГ).

''Мы знали, что у девочек с СДВГ больше проблем психического здоровья, но нас поразили цифры поведенческого расстройства и оппозиционного вызывающего поведения – они превалировали, а не показатели депрессии или тревоги,'' – говорит один из авторов Steve Lee. ''Именно эти девиации в поведении больше чем тревога и депрессия предсказывают тяжелые поражения во взрослом возрасте, напр., рискованное сексуальное поведение, использования насилия во взаимоотношениях, злоупотребление наркотиками и совершение преступлений''. В ходе исследования ученые проанализировали 18 исследований с общим количеством участников 1,997 девочек (8-13 лет), примерно у 40% из которых был СДВГ. СДВГ значительно труднее обнаружить у девочек, по сравнению с мальчиками, потому что они держатся в стороне от других, производят впечатление забывчивых или дезорганизованных. Авторы рекомендуют родителям обеспечивать структурированность деятельности таких детей и постоянство требований к ним – ''они больше других детей нуждаются в знании правил, и эти правила должны применяться постоянно,'' – говорит Lee. Авторы также рекомендуют родителям использовать позитивное закрепление хорошего поведения, и не обязательно с помощью денег. Источник: ADHD diagnosis puts girls at much higher risk for other mental health problems. - Internet (sciencedaily.com), 04.10.16. Оригинал см.: http://pediatrics.aappublications.org/content/138/4/e20160430

- Реальное и виртуальное насилие сильно влияет на детей
Американская академия педиатрии указывает на необходимость объединения усилий педиатров, родителей, производителей медиапродуктов и политиков, чтобы ограничить воздействие на детей среды виртуального и реального насилия. В заявлении, опубликованном в журнале Pediatrics, медики отметили беспрецедентный поток насилия не только с экранов телевидения, но и в компьютерах, видеоиграх, планшетах. Специалисты добавляют, что такое воздействие четко соотносится с агрессивным поведением, агрессивными мыслями, агрессивными чувствами и физиологическим возбуждением.

''Большинство американцев действительно считают, что связь между насилием на экране и насилием в реальном мире существует,'' – говорит директор Центра детского здоровья Вашингтонского университета д-р Dimitri Christakis. - ''Но они не думают, что это касается их самих или их детей – только других. Кроме того, медиа нередко преподносят эту тему как дискуссионную, хотя сотни научных исследований и ряд крупных мета-анализов продемонстрировали отчетливую связь между виртуальным насилием и агрессией в реальном мире''.

В заявлении медиков подчеркивается, что пришло время сократить воздействие виртуального насилия с целью оптимизации здоровья и благополучия молодежи. В этой связи Академия педиатрии дает шесть рекомендаций:

  • - При любых осмотрах детей педиатры должны обращать особое внимание родителей на значение контроля содержания того, что смотрят дети (а не только времени, проводимого за играми, компьютером и т.д.);
  • - Родители должны осознавать, что смотрят их дети и в какие игры играют (напр., детей моложе 6 лет следует защищать от виртуального насилия, а игры-шутеры, в которых игрок видит мир через прицел оружия и сам стреляет, не годятся никаким категориям детей;
  • - Политикам следует продвигать законодательство, которое бы обеспечивало адекватную информацию о содержании всех форм медиа, и принять законы, запрещающие легкий доступ к насилию в медиа для несовершеннолетних;
  • - Педиатры должны выступать за более позитивные для ребенка медиа;
  • - Новостные и информационные медиа должны признать доказанные связи между виртуальным насилием и агрессией в реальном мире, и не должны смешивать ненаучные мнения и маркетинговые материалы производителей с данными рецензированных научных исследований;
  • - Федеральное правительство должно обеспечить разработку качественной, валидной, надежной и ориентированной на родителей системы рейтинга контента, а не полагаться в этом на производителей медиапродукта.

Источник: Violence – both real and virtual – has a serious effect on children. - Internet (huffingtonpost.com), 22.07.16. Полный текст оригинала см.: http://pediatrics.aappublications.org/content/early/2016/07/14/peds.2016-1298.full